У монаха нет иного выбора, кроме одного – или - Бог, или – ничего, а если он выберет еще что-то, кроме Бога, то потеряет все.
Зло – это нечеловеческая природа, Добро – Божественная природа, а что же наше, человеческое?! Наш – только выбор и он всегда перед нами.
Если монах выберет что-либо иное, кроме Бога, он теряет Бога и перестает быть монахом. Откажешься от себя – обретешь Бога; откажешься от Бога – потеряешь и Бога и самого себя.
В молитвенной практике нет выбора - или мы управляем умом, или ум управляет нами. Победа в борьбе с помыслами достигается привлечением милости Божией и мудростью в искусстве борьбы с мысленным врагом.
Так же твой ум пусть будет предельно собран: в начале, в середине и в конце сражения с помыслом твое сердце должно превосходить силу действия врага верой и упованием на Господа Иисуса Христа и твердым желанием устоять, не принять помысел, добиваться победы в любых обстоятельствах.
Крест Спасителя был тяжелым еще и потому, что на нем Господь нес все человеческие грехи, все человеческие немощи. Нес, будучи чистым и совершенно не ответственным за злодеяния человечества. Собрав их воедино и искупив своими страданиями.
Посему никому недолжно жаловаться на тяжесть своей доли, своего креста, помня о той ноше, которую понес Спаситель, будучи невинным и безгрешным. О чем же говорить нам, людям, омраченным греховными язвами?
Господь не дает человеку креста, которого он бы не был в силах понести. И если нет в нашей жизни страшных болезней, нет бедности и голода, мы не гонимы за имя Христово – значит, мы не в силах перенести эти испытания. Но мы в силах утешить страдающих, гонимых, накормить голодающих и приютить бедствующих – это и будет наш крест, это и будет наша ноша и наша жертва во славу Божию. Господь наставлял слушающих Его, что каждый накормивший голодного – накормил Христа, каждый приютивший странника приютил Спасителя, а не сделавший этого – Спасителя отверг.
Не может нам послужить оправданием то суровое время, в котором мы живем, общество, которое не разделяет христианского учения – пример нам благоразумный разбойник, исповедавший Господа на кресте. Среди всеобщего поношения, среди насмешек и неверия – ничто не помешало ему исповедать Господа Сыном Божьим, поверить в Него и Ему молиться. И Господь тут же ответил на движение покаявшейся души, дав разбойнику гораздо больше, чем тот просил – впустив его в Рай.
Крестные страдания Спасителя привели к воссозданию человека, сделав вновь возможным его пребывание в Царствии Небесном, врата которого были затворены после грехопадения. Не зря в своих песнопениях православная Церковь часто называет Голгофский Крест Древом Жизни. Ведь то самое Древо Жизни, известное еще как Древо Познания Добра и Зла, находившееся в Эдемском Саду, было прообразом Креста Господня. Человечество было осуждено через древо и через древо же оправдано.
И для этого оправдания Господу надлежало умереть, сойти во ад, спасая из него людей, среди которых был Адам и ветхозаветные праведники, а после воскреснуть. Смерть не в силах была долгое время держать Спасителя в своих цепях. И если Христос воскрес, то и все мы в установленный Богом день сможем избавиться от уз смерти, воскреснув для вечной жизни. Для православного христианина возможность воскресения так же очевидна, как и тот факт, что спящий рано или поздно пробудится.
Но не только сон смерти грозит человеку, а куда более страшный сон, окутавший душу при жизни – сон греховный. Положить решимость восстать от этого сна способен каждый человек. Ведь Христос победил грех на кресте, а, значит, уповая на Спасителя, любой верующий человек способен воспрянуть от тяжелого греховного сна.
Воскресение Христово – это не события одного праздничного дня, и даже не еженедельное воспоминание о нем – это вся жизнь человечества. Мы живем в день Христова Воскресения, в день, наступивший, когда Господь восстал из мертвых, одержав победу над адом и смертью. И этот день не завершился до сих пор. А значит, каждый христианин должен всегда пребывать в свете Христова Воскресения, не забывая о том чуде, о том великом даре Бога людям.
Но, к сожалению, для многих из нас Светлое Христово Воскресение – всего лишь календарный праздник. День, в который можно вкусить скоромную пищу после долгого поста, в который, наконец, можно повеселиться и отдохнуть. Многие покидают храм в Пасхальную ночь, не дождавшись окончания службы. А кто-то исправно «выстоит» ее до утра, но только выйдя за ворота храма снова отдастся мирским наслаждениям, находя их куда более веселыми, нежели мысль о Воскресшем Христе. Некоторые боятся показаться фанатичными и не приветствуют своих знакомых радостным пасхальным возгласом «Христос Воскресе», а кто-то приветствует и поздравляет лишь в день Пасхи, вместо положенных сорока дней, до Праздника Вознесения Христова. Подвижники и святые, например, Серафим Саровский приветствовали христиан пасхальным приветствием круглый год.
Мысль и память о Христовом Воскресении должна сопутствовать нам на протяжении всей жизни, она должна стать центральной. Но не на словах или на бумаге, а на деле. Глупо было бы рассуждать о пользе солнечного света, а затем укрываться в темнице. Так же, как и глупо было бы говорить о необходимости дышать, препятствуя проникновению кислорода в свое жилище. Воспоминание о Христе лишь «по большим праздникам» подобно тому, как в доме отворяют окна, чтобы впустить свет всего лишь на пять минут в день, остальное же время пребывая в темноте. Поэтому от рассуждений и бесед следует перейти к действиям, храня и освещая свою душу мыслью о Воскресшем Христе.