Есть Православная традиция святых Отцов, которая ведает раздаянием добродетелей и благодати. И есть болото, которое занимается де лежом жизни и разделом имущества. Не путай одно с другим, монах, ибо в первой стяжается Спасение, а во вто ром — привычка к тяжбам за потреб ности мира сего, ведущая в тьму веч ную.
Зная это, монах, держись ближе к Православной традиции и подаль ше от болота, а мирянин пусть изби рает доброе и гонит дурное.
Монах, живущий один, подобен ангелу, но, чтобы сделать монаха пад шим ангелом, бесы искушают его сле дующими обстоятельствами: с одной стороны, сомнениями в правильности его уединения, а с другой — гордо стью от высоты его подвига.
Монах, поселившийся вкупе с другим монахом, встречает следущие искушения: с одной стороны, он обнаруживает в другом монахе кучу вещей, которые тот не хочет делать, а с другой стороны — кучу вещей, которые он сам не хочет, чтобы их делал другой монах.
Из всех способов монашеской жизни лучший — жить уединенно, периодически встречаясь для совета с опытным монахом. Зная это, монах приходит к рассудительному уединению, а мирянин — к безбрачной жизни.
Монах до тех пор остается монахом, пока не вдался в кривотолки. Пока он молится ночью до утомления, постится до изнеможения, трудится до усталости, он аскет. Но стоит ему вдаться в пересуды, дескать, тот монах сделал не так, другой монах сказал не то, он из аскета превращается в базарного торговца. Только базарный торговец торгует с прибылью, а
аскет — себе в убыток. Зная это, монах избегает сплетен, как добровольного сумасшествия, и так обретает душевный мир, а мирянин старается воздерживаться от пустословия.