Очерк о жизни Макария Сушкина:
Путешествие по Востоку... Тут, по несчастию, до того овладела мною страсть и помыслы блудные...
Первый день после жизни в
Туле. Воспоминания Михаила Ивановича о прошлом и его душевные муки. Борьба со своими страстями. Приезд в Киев. Праздник Успения Богоматери в Киево-Печерской лавре и особенности его богослужения. Благословение митрополита Филарета и предсказание схимника.
Прибытие в Одессу и осмотр ее достопримечательностей. Характеристика города. Сближение Михаила Ивановича с сверстниками — паломниками из Старого Оскола и устройство всех на одной общей квартире. Жизнь квартирная и времяпрепровождение товарищей. Мечты и опасения относительно морской дороги.
Протесты против стеснительного режима в товарищеской квартире и выдающегося значения в ней Михаила Ивановича. Общежитие в квартире. Приезд в Одессу о. Серафима святогорца и знакомство с ним Михаила Ивановича и его товарищей. Последствия этого знакомства. Прощание с Россией и выезд заграницу. Буря в море и отчаяние паломников.
Приезд в Константинополь и осмотр всех его достопримечательностей и святынь. Отзыв о богослужении в православных греческих церквях. Отъезд в Иерусалим. Отсутствие документальных данных о дальнейшем путешествии по востоку. Общая характеристика паломничества Михаила Ивановича.
Несколько не безынтересных данных для личности его и его спутников во время путешествия на Синай по рассказам духовника о. Пахомия. О. Николай и его влияние на М. И. Борьба Михаила Ивановича с своими страстями: с молодостью натуры, щегольством, вспыльчивостью т. п. Возвращение в Каир и встреча там с нашим консулом.
Целый день, после описанной ночи, Михаил Иванович плакал и скорбел. Трогательное прощание с матерью, к которой он привязался всеми силами своей души, холодный поцелуй брата и сердечное «прости» родных не выходило из его головы. Теперь, чем дальше от него с каждым часом удалялись родные дорогия ему лица, тем они ему казались дороже и милее.
Предчувствие как бы ему подсказывало, что он их уже не увидит больше в этой жизни, и слезы не высыхали на его глазах. От настоящего мысль летела в страну новую, ему неведомую, и невольно сердце его сжималось от страха за будущее, где, увы, он не встретит никого из тех, кто мил и дорог ему, с кем доселе он делил и горе и радости своей двадцатидевятилетней жизни.
Быстро промелькнули в его голове воспоминания детства со всеми мелкими шалостями и проступками, его первые годы жизни на коммерческом поприще — во всем этом периоде мало интересного и достойного того, чтобы можно было остановиться мыслию с приятностью на каком-нибудь факте.
Но вот его мысль перебирает в прошлом его вступление в общество, его успехи в нем, когда Михаил Иванович стал настоящим молодым человеком, ухаживания за барышнями-красавицами и эти воспоминания волной нахлынули к нему, овладели всем его молодым существом, полным страсти и огня и подняли в его душе целую бурю страстных пожеланий, от которых он никак не мог освободиться.
«Тут, по несчастию, до того овладела мною страсть и помыслы блудные, — замечает в дневнике о. Макарий, — что я просто страдал. Кажется, все мои бывшие интриги живо представились моему воображению».
Овладели молодым человеком тоска и упадок духа на столько, что все усилия победить свои страсти не увенчались успехом. Чтение душеспасительных книг было бессильно против страстных помыслов, которые не только не покидали молодого человека, но росли с неимоверною силою и делали дальнейшую борьбу с страстностью почти невозможной.
«В Ромнах до того возрасла во мне страсть, что я, — (пишет о. Макарий - Высказывание о жизни), — кажется, рад бы был удовлетворить, но Евгграф заметил мое смущение и часто говорил дерзкия слова, говорил и от Священного Писания. Мне стало легче но все не проходило».
Очерк жизни и деятельности игумена священно-архимандрита Макария Сушкина - ред и доп. портал Высказывания о жизни
(Житие этого афонского старца публикуется впервые)