Представь, например, некоего человека, который, не вынося груза мирских забот, убегает и от людей, и от дел — всего мирского. И вдруг он вновь обретает блаженство! Он это получает не от мирских успехов, а «изгнанный за правду» из мира. За что он изгнан миром? - Это объяснило Само Слово: за то, что теперь «его есть Царство Небесное».
И конечно, нет ничего удивительного в том, что такой человек станет боговидцем! Он примет внутрь свой души пречистые светносные лучи Божества и соделается богом. Для такого человека нет ничего удивительного в том, чтобы узреть духовным взором Несказанную Красоту Бога и наслаждаться ей, и радоваться этому во взыгрании сердца, и чувствовать счатстье.
Для такого человека нет ничего удивительного в том, чтобы достигнуть блаженства, потому что без блаженства невозможно ни видеть, ни испытать ничего из проявлений божественной Жизни, а блаженство свойственно именно таким «изгнанным за правду» из мира.
Такие искатели, кто избрал удаление от людей и безмолвие, всей душой отдались пустыням: «в горах, в ущельях....» (Евр 11, 38). Эти воины в затворе и уединении от людей всю жизнь посвящали достижению покоя сердца. Они не позволяли себе никакой иной философии, кроме той, которая превышает ум и недоступна миру!
Это рассуждение о том Божественном, что недоступно уму, но доступно для разума! Эта философия приводит к единению ума в самом себе (то есть заключению ума в себя, то есть единению с сердцем Высказывания о жизни), просветлению разума и просвещению души — несказанному.
И это дается как залог Царствия Небесного. Тогда подвижник уже подлинно становится подобен ангелам, испытывает вдохновение и созерцает Божественные Таинства. А что это? - Это ничто иное, как соприкосновение с Богом и обожение.
(Важно понимать, что прп. Каллист Ангеликуд здесь следует терминологии прп. Максима Исповедника, представляя энергию — как движение природы. Душа через соприкосновение получает движение из Источника Бытия. Поэтому правильно понимать не «соприкосновение», а толчок или разгон - начало движения в новом направлении...
К сожалению, эта терминология объясняется Максимом Исповедником как раз в тех Амбигвах, которые не переведены на русский язык с древнегреческого. Понятие соприкосновение развивается в контексте метафоры печати и производимого ей оттиска, это метафора, указывающая на обожение.
Мы читали этот текст по PG 70, 1076, В-С в библиотеке монастыря Ивирон. Язык этой Амбигвы столь причудлив, что остается только радоваться ее тайне. А шире, это понятие восходит к совершенно неизученному и оригинальному языку Корпуса Ареопагитикум Высказывания о жизни