Епископ Феофил тесно общался с архиепископом Феодором (Поздеевским), настоятелем Данилова монастыря в Москве, и Петр Васильевич в половине 1923 г. получил возможность осуществить свое намерение.
В Даниловом монастыре он принял постриг и вскоре был рукоположен в сан иеромонаха. В постриге он получил имя Павел в честь преподобного Павла Фивейско-го, память которого празднуется 15/28 января.
В Даниловом монастыре в то время братия была совсем небольшая: монастырь был бедный. Кельи были длинными, узкими, монахи их называли «стойлами». У отца Павла был друг -Митя, с которым они вместе проходили начало монашеского пути. Впоследствии он стал митрополитом Сергием (Воскресенским).
Сохранилась фотография Мити-послушника. Потом, уже в старости о. Павел писал, что он очень любил шутить и смеяться.
Отец Павел обладал прекрасным баритоном, поэтому на всенощных его вместе с Митей, у которого был великолепный тенор, благословляли читать паремии.
Время было очень тяжелое: все ширилось и усиливалось гонение на Церковь, то и дело совершались аресты духовенства, многие епископы, священники и миряне совращались в организованное советской властью обвленчество.
Данилов монастырь явился одним из наиболее твердых оплотов православия, в особенности после ареста св. Патриарха Тихона весной 1922 г., когда централизованное управление Церковью стало невозможным.
К архиепископу Феодору постоянно приезжали епископы, вскоре все почти ставшие исповедниками и мучениками, чтобы обсудить труднейшие проблемы церковной жизни, - владыка пользовался большим авторитетом благодаря своей твердости и высоко-духовной аскетической жизни.