Мы уже рассказывали о написании на Афоне Иверской иконы, которая потом стала в России чудотворной, не менее известной, чем ее первоисточник. В этой статье описан целый обряд или чин создания иконы. Чин не привычный для русских и похожий даже на магическое отношение к иконам.
На Святой Горе Афон, действительно, отношение к иконам особенное. Иконы воспринимаются как окно в духовный мир, их благоговейно лобызают, омывают слезами, празднуют их праздники. Одним словом относятся к иконам как к живым. На самом деле так и есть. Икона - это живое окно в Иной мир.
Икона может сделаться таким окном, но может им и не стать. Именно поэтому после 7 Вселенского Собора был создан канон иконопочитания и составлены правила иконописи. Здесь есть и проблема - и тайна.
Например, молитва, которую мы читаем, может стать молитвой, но если мы потеряли внимание - это просто молитвословие, потеря времени. Хотя так и не принято говорить, но в подобных вещах само сердце подсказывает правду. То есть молитва требует некой живости сердца и внимания. Тогда Бог отвечает.
Икону можно написать хорошо и плохо. Это искусство тоже требует внимания. Ведь икона - это своего рода молитва, написанная на доске. Если молитва написана плохо, то и Бог не отроется через нее. Здесь мы не никогда не можем заранее сказать об иконе, плоха она будет или хороша, но мы узнаем это со временем, так же, как и молитву, по ощущению сердца.
Имя Божие свято. Почему? Потому что имя Бога - это словесная икона Божества и Имя почитается подобно иконе. Можно сказать, что и икона свята, потому что на ней изображен Святой Бог. Но сам Бог не всегда свидетельствует своей благодатью святость каждой иконы. Имя Божие не может быть плохо сказано, а икона - может быть написана плохо. Бывают и плохие иконы, которые, по канонам, правильно уничтожать.
Итак, иконопись - это не простое дело и тем более - не ремесло, которое постигает человек. Это тайна, в которую нужно войти. Чтобы войти, нужно знать куда идти... Поэтому для входа прежде всего тайна должна сама открыться. А открывается тайна чистому целомудренному сердцу.
Согласна с вышеизложенным. Но я слышала и другое высказывание иконописецы: "Иконы бывают очень хорошие, хорошие и не очень хорошие. Но хоть, бывает, икона и написана не очень хорошо (мастерски), она все равно - икона".
Вы, случайно, не знакомы с греческими надписями на иконах? Или где их можно найти на просторах интернета?
С ув. Г.Г.