Материалы по теме Русский Афон. Прежде, чем читать эту энциклопедию русской духовной культуры, мы рекомендуем прочитать все материалы, связанные со старцем Макарием, они в этой статье подсвечены активными ссылками.Афон Новости
(Публикуется впервые)
Принимая на себя нелегкую задачу составления настоящего историко-биографического очерка жизни старца
, мы не ограничивались своими личными наблюдениями и впечатлениями, которые как таковые всегда субъективны, односторонни и неполны, еще менее мы были доверчивы к устным рассказам очевидцев и современников, к которым мы обращались в весьма редких и и исключительных случаях, когда у нас под руками не было более надежных источников, а старались проверять наши наблюдения наблюдениями людей компетентных, ближе нас стоявших к описываемым личностям и событиям и уже печатно высказавшихся по тому или иному случаю.
Но пред всеми этими источниками всегда отдавалось нами предпочтете документам (в оригинале или копии), какие случайно (автор не мог работать в библиотеках Афона - Высказывание о жизни) попадались нам под руки, письмам, запискам, дневникам, автобиографиям и другим рукописным материалам, которые считаются источниками первой руки.
Таким образом наши источники, кроме нашего личного непосредственного наблюдения над жизнью современного русского афонского иночества, делятся на печатные письменные, при чем последние в качественном количественном отношении весьма значительно превосходить первые. К источникам первого рода мы относим следующие печатные книги и статьи:
Известия и корреспонденции газет, русских и иностранных.
Из указанных источников первые два дают нам материал собственно для характеристики личности о. Иеронима и быта русских иноков на Афоне до поселения и сейчас после поселения их в русском Пантелеймоновском монастыре. Превосходные статьи К. Леонтьева представляют ценный материал для характеристики главным образом о. Макария, но немало в них можно находить данных и для биографии о. Иеронима.
Что же касается книги Н.Ф. Красковскаго, то, несмотря на всю искренность ее тона и чувства глубокого почтения и уважения ее автора к личности почившого игумена — архимандрита, книга эта не лишена в суждениях односторонности (см. статью К. Леонтьева в «Гражданине») и даже прямых весьма важных ошибок.
Из многочисленных рукописных источников, бывших у нас под руками, на первом месте мы должны, по всей справедливости, поставить сборник покойного иеромонаха русского Пантелеймоновского монастыря на Афоне о. Мины под заглавием: «Описание достопамятных событий». Любознательный от природы, большой начетчик и усердный писака о. Мина долгое время состоял при покойном игумене о. Макарии в качестве личного его секретаря.
По своей любознательности, он переписывал каждую исходящую и входящую бумагу к о. игумену в особую для себя заведенную книгу, куда кроме того попадали и другие бумаги, письма и даже выдержки из газет, так или иначе относящиеся к истории монастыря.
Таким образом и составился обширный полулистовой сборник того весьма любопытного даже интимного материала, который, при другом к нему отношении, навсегда был бы утрачен для истории монастыря. (От того же о. Мины осталось около 30 подобных томов с самым разнообразным содержанием). Вот какие статьи этого сборника нам оказали несомненно важную услугу, при составлении настоящего очерка:
Газетныя клеветы на русских в 1877 году в Константинополе (несколько статей).
Происшествие на келлии Одоида и последствия его. События 1877 года в русском монастыре.
Серайское дело о распре между настоятелем Андреевского скита архимандритом Феодоритом и братством скита. Переписка с антипросопом.
Письма по делу ильинского скита в 1873 г.
Воспоминание (о. Мины) о военном времени в 1877 г.
Дневник собственноручный архимандрита о. Макария.
Это — копия с первой тетради собственноручного дневника о. Макария, веденного им во время его путешествия по востоку. Отрывок этот содержит в себе некоторые биографические черты о. Макария, его сборы в путешествие, дорогу до Киева и пребывание в нем до выезда в Одессу.
В наших руках кроме этого имелись уже в подлиннике две следующие тетради, обнимающие жизнь и пребывание о. Макария и его спутников в Одессе, путешествие в Константинополь и описание его достопримечательностей. Последующие тетрадки этого любопытного дневника утрачены.
Письмо к игумену о. Макарию от иеродиакона (ныне иеромонаха) Алексия о событии в городе Солуни, бывшим с ним 29 Августа 1877 г.
Воспоминания о. игумена русского на Афоне Пантелеймонова монастыря священно-архимандрита Макария в мире потомственного почетного гражданина, Тульского 1-й гильдии купеческою сына Михаила Ивановича Сушкина, записанных с его слов в 1877 году иеродиаконом Миною. Воспоминания эти относятся только к семье о. Макария и к его воспитанию школьному и домашнему.
Переписка о. Макария с русским генеральным консульством в Солуне и с петербургскими благодетелями перед русско-турецкою войною 1877–1878 г.
Из другого не менее по объему сборника того же о. Мины для настоящего очерка мы воспользовались «Дневником происшествий в Пантелеймоновском монастыре, начиная с 1853т. и кончая 1884 г.». Впрочем, этот дневник краткий и в нем отмечены лишь важнейшие события, произошедшие в монастыре, а посему для нашей цели мало пригоден. Более важную услугу оказал нам второй подобный дневник с 1840 по 1874 г., в котором события монастырские за последние годы в самую бурную эпоху монастыря ведутся обстоятельно день за днем.
Этот дневник в связи с книгой: «По поводу вопроса об афонском монастыре св. Пантелеймона. СПб., 1874» любителя истины сообщает весьма ценные данные для истории той ожесточенной борьбы, какая в 1874 г и несколько раньше велась в Пантелеймоновском монастыре между монахами греческими и русскими из-за прав на этот монастырь. Упомянутый второй дневник дал нам возможность восстановить эту печальную историю в истинном ее свете.
Для характеристики внутренней религиозной настроенности о. Макария, его чаяний и идеалов в первые годы его монашеской афонской жизни, его отношений к родителям и старцам обители в это время неоцененную услугу оказали нам 22 письма за годы с 1851 по 1856 год, любезно сообщенные нам род-ным братом покойного о. Макария И.В. Сушкиным, которому мы и приносим за это глубокую благодарность.
В наших руках находились, кроме того, письма о. Макария и Иеронима, адресованные на имя покойного профессора киевской духовной Академии Ф.А. Терновскаго, находившегося в живой переписке с афонскими старцами и исполнявшего многие поручения их, особенно касавшиеся издательской деятельности русского Пантелеймоновского монастыря на Афоне.
Письма эти переданы нам в собственность покойною матерью профессора Н.Т. Терновскою.
В нашем очерке нередко цитируются и другие письма афонских старцев, писанные ими или собственноручно, или только подписанные их руками и адресованные частным лицам: монахам или мирянам. Письма эти собраны нами на Афоне. Владельцам их мы выражаем нашу сердечную признательность.
Киев. 1892, 18 января
Очерк жизни и деятельности игумена священно-архимандрита Макария Сушкина - ред и доп. портал Высказывания о жизни
(Житие этого афонского старца публикуется впервые)