Иногда выручает, серьезно, перед тем как сделать какое-то замечание близким, внутри, в душе за них помолиться. Если ты об этом сможешь вспомнить перед тем, как с большой любовью сказать супругу или супруге: «Пожалуйста, все же, убирай обувь вон на ту полочку, которую я для тебя приколотила». Или: «Родная, вот эта сковородка стоит непомытой с субботы прошлой недели, не могла бы ты в свободную от ученых занятий минуту взять, полить на нее немножко Фейри и потереть щеткой».
И вот если ты с большой любовью и молитвенным благорасположением к человеку так сделаешь, то да, это будет борьба с раздражительностью.
В иных случаях, не скажу, что более реалистично, но на каком-то другом уровне бытия, помогает то, что ты отказываешься от внутренней иллюзии. Прими жизнь, то, что этот человек с тобой, что это твои дети, твои теща или твой свекор. Они у тебя есть, других не будет, во всяком случае, не должно быть у тебя других. Что ж с ними все в клинч-то входить?
Все равно или ты ей, или она тебе будет закрывать глаза, до того приносить лекарства в постель. Ну, не оказаться же таким мужем и женой как в «Елене» Звягинцева! Когда она его в гроб отправляет после лет параллельного существования. Не хотим же мы, если отвлечься от этой крайней кинематографической ситуации, оказаться просто пассажирами в одном троллейбусе, которые, конечно, куда-то едут, но которым друг до друга, начиная с какого-то возраста, дела нет.
Даже по любви к себе – все же ближнего надо любить как самого себя – этого не хочется. Но не хочется – тогда восприми другое Евангельское слово, что надо поступать с другими так, как хочешь, чтобы они с тобой поступали.