Пр. Марк подвижник выставляет три особенныя силы вражия, которыя, подобно трем великим исполинам, ратуют как живущих в монастырях, так равно и всех хотящих приближитися к Богу
. Эти три исполина суть: уныние, забвение и неведение, а по другим отцам невежество и неразумие, которыя предъидут всем страстям и пролагают удобный путь темному полчищу оных.
Бывает, что часто мы не знаем, что нам делать; а если знаем, то часто забываем нужное и полезное для нас; а если помним, то часто от уныния ленимся исполнять должное и таким образом путаемся в сетях вражиих.
И наоборот: унывает человек, и от уныния ленится исполнять свои обязанности; от таковаго уныния и разленения нередко предается он забвению, а находясь в забвении и самозабвении, человек иногда предается такому невежеству, что после, когда опомнится, сам стыдится своих невежественных и неприличных действий и неразумных и безразсудных слов.
Чтобы оградить человека от нападений трех означенных исполинов, пр. Марк предлагает три средства:
1-е — ведение, получаемое от чтения Божественных и духовных книг, от слышания слова Божия и от вопрошения опытных.
2-е — благое памятование: памятование Бога и Его вездеприсутствия, по сказанному в слове Божием: «очи Господни и тьмами тем крат светлейшия солнца суть, прозирающия вся пути человеческия и разсматряющия в тайных местех» (Сирах. 23, 27); памятование Божественных Его заповедей и всего того, что, по слову апостола, честно, прелюбезно и достохвально, и особенно памятование четырех последних, — смерти, суда Божия, ада и Царствия Небеснаго, по сказанному: «поминай последняя твоя, и во век не согрешиши» (Сирах. 7, 39).
3-е — прилежное исполнение своих обязанностей относительно того, чтобы удерживать тело свое от излишняго сна, чрево от излишней пищи и пития, язык от празднословия и осуждения, ум от помыслов и попечений суетных, а сердце от похотей лукавых
Так как я сам присно содержим есмь сими страстями, то и рассудил поделиться с вами беседою о них, по старинной пословице: чем богат, тем и рад.