Матушка Богородица, Славное Успение Которой мы сегодня празднуем, оставила нам только одну Свою Заповедь, однако, цена ее для мирского человека безгранична. Ин. 2:5 Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.
В этих словах заключена суть смирения и послушания. Послушания Ее Сыну, Слово Которого без изъяна, без капли лжи, и всегда Истинно. Его необходимо исполнить, но перед этим следует со вниманием услышать, а коль услышать, то и верно понять. Услышать не только органом слуха, но и самим сердцем, в котором и рождается всякое слово, всякое извещение от Отца, и которое принимается через наш ум соединенный с Его Умом. Так должно быть.
Не сложно догадаться, что для того чтобы понять услышанное, наш ум должен быть ясным, и сердце чистым. Ясный ум, это ум не замутненный мыслеблудием, не пресмыкающийся по земным, временным "помойкам", не воображающий и фантазирующий, не лживый, но истинный. Чтобы достичь такого ясного состояния ума, следует жить соответствующей чистой и непорочной жизнью. Исключить всяческое общение с окружающим обмирщением, не ходить на совет нечестивых, научиться пребывать в постоянной умно-сердечной молитве. Так жила Пресвятая Дева, поэтому и Ее Успение было без страданий, поэтому Ее тело на третий день не обнаружили во гробе. Сын прославил Свою Мати таким образом, что не оставил Ее тела на земле и вознес выше Ангельского мира.
Но коль так, и зная теперь, как достигается такого рода святость, то и следует всем нам подвизаться, и в свою меру исполнять то, что и показала нам Пресвятая Богородица Своей Жизнью.
Жизнь Ее от детства и юности проходила в первую очередь в хранении ума. Святитель Григорий Палама назвал Богородицу первым исихастом. Хранение ума, умное делание, священно безмолвие это и есть исихазм. Благодаря такому образу жизни, человек стремится в первую очередь очищать свой ум от всяческих временных, приземленных помыслов. Очищать так, на что только он способен. Жить в мире, и не быть им уловленным. Непременно совершать всякое дело с молитвой, внимательно исполняя слово Сына рождаемого от Отца, и воспринимаемое через наш ум. Быть внимательным и не рассеянным необходимо всем, кто пожелает встать на путь святости. Но это состояние достигается многим трудом и постоянным умным деланием. Необходимо научить ставить свое естество на службу чистому уму, и никак не наоборот. Вначале преображаем ум, а потом, вслед за ним, преображается природа нашего естества. И уже в таком преображенном состоянии мы предстаем пред Престолом Пресвятой Троицы, просияв каждый в свою меру нетварными энергиями Любви. В этой уже жизни, да и в вечности.