Успение Богородицы.День Рождения.День смерти.День смерти лучше дня рождения?


Когда человек появляется на свет – это событие считается праздником, с улыбкой любви и надежды встречают его в колыбели. День его рождения есть день счастья и приветствий. Когда у человека наступает день смерти, и остаются лишь холодные останки, в которых сердце перестало биться, то на этот скорбный и померкший образ обращают одни печальные взоры или проливают над ним слезы.



День смерти есть день печали. Почему же в христианстве считается, что день смерти лучше дня рождения? Неужели святая вера противоречит нашей природе или осуждает ее?


О человеческой жизни и ее чувствах. Жизнь человеческая – это радость и скорбь. Эти чувства соединяются в ней различным образом. И, смотря какие из них преобладают в ней, наша жизнь является счастливой или несчастной. Если речь идет о радости, то смерть открывает перед человеком ее совершенство. Идет ли речь о скорби, смерть прекращает ее.


О любви людей к жизни. Бог есть любовь и щедроты Его на всех делах Его. С самого рождения человек, окруженный благодеяниями Божиими, любит жизнь по какому-то внутреннему непреодолимому чувству. Тысячи уз привязывают к ней человека. Самые благородные чувства, самые нежные привязанности делают его драгоценнейшей для него. И он не без ужаса представляет себе минуту, когда должен будет расстаться с этим миром, где сердце его открылось для жизни, где он вкушал ее сладости. Отцовский дом, домашний очаг, родная земля – все впечатления, все воспоминания услаждают душу человека.



О дне смерти. День смерти – вот торжественная минута, которая объясняет жизнь, венчает труды ее; вот благодетельное кораблекрушение, которое возвратит изгнанника к берегам Отечества. День этот настанет для каждого из нас, и для каждого он будет днем избавления, если наша вера, наши дела соответствуют имени христианина. День смерти лучше дня рождения. Христианину стоит чаще повторять эти слова, запечатлеть их как слова благодетельные, которые не оставляют никакой скорби без утешения. Особенно стоит повторять их в то время, когда смерть отворяет перед человеком преждевременную могилу. Бурно деревце растет, несмотря на бури, и падает когда источат его годы. Но не так бывает с детьми человеческими. Молодые растения часто гибнут от внезапных ударов. Ни прелести детства, ни красота молодости не могут защитить их. Евангелие Христа Спасителя озарит своим светом это блаженное зрелище. Избранные души пойдут на небо невинными и блаженными. Приготовимся и мы пойти в тот путь, когда повелит нам Высочайшая Мудрость. Не надо забывать, что день смерти лучше дня рождения только для истинного христианина, у которого чувства и повеления соответствуют славной надежде его. Смерть утешительна и отрадна только для чад Божиих, примиренных с Отцом Небесным. Если вы хотите иметь в своем сердце упование христианина, будьте сами христианами, будьте учениками Спасителя не по виду и по имени только, но по живой вере, по преданности вашего сердца и по святости вашей жизни. Жить на земле надо как граждане Неба, убегать от греха, который так легко увлекает нас, остерегаться, чтобы он не погубил цены подвига нашего.


Об успении. Откуда у Святой Церкви такое наименование и чему оно поучает? Еще в Ветхом завете смерть у истинных христиан иногда именовалась успением, когда еще царство смерти не было побеждено Животворящей Смертью Христовой. В Новом завете смерть по большей части именуется успением, а умершие - усопшими. После Воскресения Господа апостолы стали говорить о смерти как о сне. В благодатном Царстве Христовом смерть потеряла свою грозную силу и стала как переход к новой жизни, не более чем сном. Смерть есть не что иное как сон, отшествие, а не погибель, переход от худшего к лучшему.



О сходных чертах между смертью и сном. Сон человека доставляет ему покой и отдохновение бренному телу, которое со времени греха осуждено Господом на брение и усталость. Смерть служит христианину для отдохновения его тела, которое вместе с душою во время жизни своей служил Господу. Сон делает для человека нечувствительными заботы житейские, различные скорби и несчастия. Также и смерть удаляет христианина от всех неудобств и неустройств житейских, какие по попущению Божиему он испытывает на протяжении всей жизни. Человек засыпает в надежде пробудиться и встать. Христиан верит, что во всеобщем Воскресении он оживет, воскреснет в будущей жизни. Человек безбоязненно предается сну. Христианин, постоянно размышляющий о смерти, безбоязненно вступает во врата ея. Человеку не праздному, а проводящему в свою жизнь в трудах своих особенно сладостен бывает сон. Христианину, неусыпно трудящемуся в деле своего спасения, несказанно сладкой и вожделенной бывает смерть.



О душе и теле. Тело есть орудие души, необходимое ей для жизни в мире. Но это орудие нужно душе в то время пока она заключена в теле. Разлука души с телом не может остановить ее жизнь. Со смертью тела духовные силы души должны раскрыться еще более. Несказанно блажен тот, кто из сей жизни переселяется в иной мир с чувством покаяния в своих грехах, с твердою верою и живой надеждой на Искупителя.


О весеннем обновлении природы и обновлении души. Весеннее обновление окружающей природы есть образ внутреннего обновления кающегося грешника, когда он обратится всем сердцем своим от греха к Богу. Зимой земля выглядит мертвой, но как только лучи весеннего солнца обольют ее своим теплом и светом, она оживает под его животворным действием. То же бывает и с душою, омывшей себя слезами покаяния и сокрушения сердечного. Как ни мертва сама по себе греховная природа человека ко всему доброму и святому, но озаряемая светом лица Божия, согреваемая теплотою благодати Святого Духа она становится новым творением, созданным во Христе. Весною Святая Церковь в Великий Пост учит нас покаянию, а в дни Святой Пасхи возбуждает надежду Воскресения.


Крест и Воскресение в нашей жизни. Господь дал нам обещание, что, когда мы увидим Его лицом к Лицу, мы не спросим Его ни о чем. Все, что было в нашей жизни, приобретет ясный смысл того, что так было нужно. Все встречи и расставания, скорби и радости были даны нам не просто так, и ни один вздох нашего сердца не оказался случайным или забытым Богом. Не надо бояться боли и страданий, надо бояться оказаться в них маловерными. Ведь Христос уже прошел наш путь до конца, через Голгофу, к Воскресению. Он проторил нам дорогу, и нам остается только пройти по Его следам. Воскресение Христово придало смысл нашей жизни, нашим, казалось бы, безутешным скорбям.

Противостояние страсти. Необходимо противостать страсти, положить всю решимость своего сердца на борьбу с грехом. Ведь первое, что причиняет страдание и терзает нас – это грех. Мы онтологически заражены грехом после грехопадения Адама и Евы, и лишь Христос может разорвать цепи рабства диаволу, соединив нас с Собой в Таинстве Евхаристии. Мы - воины Христовы, а воины должны всегда быть готовы вступить в борьбу с грехом, призывая имя Спасителя. Итог греха – смерть. Смерть души и тела. Господь наш Иисус Христос противостал тому, что никто и никогда не мог победить. Сын Божий противостал смерти и…победил ее навсегда. В воскресном тропаре поется: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Единственный путь для того, чтобы не вкусить духовной смерти, – это умертвить свои страсти. И уже то благо для человека, когда он может сказать о себе: «Могу не грешить», и лишь святые могут искренне воскликнуть: «Не могу грешить». Большинство же из нас живет в состоянии «не могу не грешить».

Сошествие Христа во ад. Чтобы спасти нас от вечной смерти, Господь становится во всем послушным Отцу, исполняя Его волю. Он терпит муки на кресте, и Крест открывает Ему Воскресение. Он нисходит во ад, чтобы вывести из этой темницы души праведников, которые с великой надеждой ждали Его пришествия. Не может быть Воскресения без Креста, и дело нашего спасения не могло совершиться без жертвы. В этой схватке со смертью Христос обыграл диавола, и в видимом для фарисеев поражении, позорной казни, Он явил непобедимую Победу. И тот, кто со смирением сердца последует за Господом на страшную Голгофу, тому будет и дана радость Воскресения.


Господь Иисус Христос. Единственный Человек, явивший собой абсолютную чистоту и праведность со святостью – это Иисус Христос. «Един свят, Един Господь Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь», - поется в песнопении за Божественной литургией. Вот он – замысел Божий о человеке. Каким был призван стать человек, и не стал, поддавшись соблазну греха. Бог стал человеком, чтобы человек мог стать богом.

Человеческие весы. В Евангельском повествовании мы видим, как несправедливо склонена чаша весов. С одной стороны – Праведник, невинный Страдалец. А с другой – Варрава, жестокий разбойник. И в чью же пользу склоняются эти весы? Невероятно, но человеческая справедливость способна лишь на то, чтобы признать убийцу достойным жизни, а святого Человека приговорить к смерти. Но неужели мы думаем, что эти Евангельские строки не касаются нас никаким образом? Все события, которые встречаются нам на страницах этой книги, напрямую касаются нас. И только наше сердце, если оно не лжет самому себе, может отозваться на них либо равнодушием, либо принятием, либо отвержением. Так, кто мы? Народ, который в остервенении кричал «Распни Его!», Понтий Пилат, который «умыл руки», оставаясь как будто в стороне, а на деле оказался таким же убийцей, подписав смертный приговор Судии Праведному, или Симон Киринейский, который действенно участвовал в последних мгновениях жизни Иисуса, помогая Ему нести крест? Что на нашей чаше весов перевешивает: любовь к Богу или любовь ко греху? Если чаша склонилась на сторону греховных дел и помыслов, то мы соучаствуем в распятии Господа нашего, вбивая снова и снова гвозди в Его Пречистое Тело.

Божественные весы. Иные же весы Божественные. В них действует любовь Божия. Ведь Божественная справедливость отличается от человеческой. Старец Паисий Святогорец приводил в пример сливы. У человека пять слив. По человеческой справедливости он разделит их поровну, еще и утаив одну для ровного счета. А по Божественной справедливости, человек должен был бы отдать все сливы своему ближнему, зная, что тот их очень любит. Бог, видя, что чаша весов с беззакониями человеческими переполнена, на другую сторону положил каплю Своей Честной Крови. И эта единственная Капля перевесила всю мировую тяжесть греха.

Ангелы Великой Пятницы. В скорбный день Великой Пятницы, когда Тело Иисусово пригвоздили ко кресту, на Голгофу с небес спускаются два белокрылых Ангела с сосудами. Один собирает капельки Крови Спасителя, а другой – слезы кающихся грешников. На небе больше радости об одном плачущем грешнике, чем о сотне праведников. Так и мы должны пролить слезы о своих согрешениях и наполнить сосуд второго Ангела, который когда-то наполнили и апостол Петр, и разбойник, распятый по правую сторону от Христа, и сотник, исповедовавший в минуту просветления, что Сей Человек «воистину Божий Сын бе». Наших слез никогда не будет достаточно, и святые угодники Божии особенно остро это чувствовали, сокрушаясь, что еще не положили и начало покаяния. Но стоит нам сделать один шажок, пусть еще робкий и неуверенный, и тогда Милосердный Господь сделает нам на встречу тысячу шагов.


Кустодия. Господь был одинок среди людей. Все оставили Его. Казалось, что даже Бог оставил Христа. И это предельное одиночество и Богооставленность Человек-Иисус выразил в сердечном вопле к небу: «Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты меня оставил?». Здесь вся тоска человечества по потерянному Раю…Но кто оказался рядом с Господом в последние дни его жизни? Кустодия – стража. Они были повсюду. Они преследовали Его, окружая плотным кольцом ненависти и зависти. Книжники, фарисеи, первосвященники, воины, сама стража, соревнующаяся в лидерстве за самый метко вбитый гвоздь в Пречистое Тело Спасителя, считали, что Христос – их личный враг. Да, пусть политический, пусть, по их мнению, хулитель Закона, но, прежде всего, личный враг. Личный, потому что мешал им жить так, как хочется, обличал их дела и призывал к покаянию. Гордыня не давала им увидеть в Его словах и действиях главное – Любовь.

Быть ближним Богу. Если мы разделяем только радостные минуты в жизни ближнего, нельзя сказать, что мы хорошие друзья. Познать друга можно только в беде. Мало быть с Богом лишь на браке в Кане Галилейской, где торжествует жизнь, где ликует, пусть настоящая, но земная любовь. Другое дело быть со Христом там, в Гефсиманском Саду, когда так страшно и хочется заснуть и не помнить себя. Быть с Ним у Креста и видеть, как содрогается в муках Его Пречистое Тело, видеть, как умирает человек, и в эти страшные мгновения торжества несправедливости и людской злобы верить, что Он воскреснет. «Вера твоя спасе тя», - твердо и ласково говорит нам Господь. Спасла она Петра, когда он понял, что отступил от Бога. Эта вера помогла ему пережить и правильно оценить свой поступок, не дала ему отчаяться, как Иуде. Эта вера придавала сил Симону Киринейскому, Никодиму, сотнику, женам-мироносицам. Их Господь может назвать друзьями Своими, потому что они были с ним до конца, превозмогая боль, усталость и страх смерти. Он и нас назовет Своими возлюбленными друзьями, если наше сердце не будет двоиться, не будет служить двум господам, но в слезах будет припадать к Богу и к Нему лишь одному.

Жены-мироносицы и современные женщины. Превозмогая страх, у креста Господня остались благочестивые жены, которые оплакивали своего Божественного Учителя. Они не ушли домой, не стали заниматься домашними делами, а разделяли вместе с Божией Матерью Ее скорбь. Они просто не могли иначе. И вот возникает вопрос, а если бы миром правили женщины, распяли бы Христа или нет? Смотря на современных женщин, можно с уверенность сказать, что – да. Родные матери совершают тяжкий грех детоубийства. Иные проводят время впустую, занимаясь суетными делами и развлечениями, забывая о служении Богу и ближним делами любви, милосердия и сострадания. Если в Господа не верует мужчина, это можно оправдать каким-то образом преобладанием ума над чувствами. Но если женщина, обладая по своей женской природе более чутким сердцем, не верит в Него, это повергает в ужас. Женщины-христианки должны подражать женам-мироносицам и не оставлять своего Господа, быть в первую очередь Мариями, а только потом Марфами. Женщину украшает кротость, смирение, чистота помыслов, целомудрие и благочестие. И ничто не красит женщину так, как любовь к Богу и ближним.

Пресвятая Богородица. У креста сердце Пресвятой Девы Марии пронзило оружие скорби. Она страдала так, как не страдал ни один человек на земле. Видя распятие Своего Божественного Сына, Она сердцем сраспиналась Ему. В этом сердце не было ненависти и обиды на весь людской род. Напротив, услышав о том, что Иисус просил Отца «простить им, ибо не ведают, что творят», Она простила убийцам их злодеяние. И даже наоборот, так возлюбила нас, что слышит все наши сердечные воздыхания, помогает в наших скорбях и печалях. Матерь Божия не издала ни единого возгласа, чтобы упросить Сына не идти на страдания. Душа ее была исполнена смирения и доверия Богу. Подобно тому, как Авраам повиновался повелению Божию принести в жертву Исаака, Пресвятая Богородица послушно отдала в жертву Своего Единственного Сына. А Христос, вися на древе крестном, явил Своей Матери неизреченную любовь и заботу, отдавая Ее на попечение любимого ученика, Иоанна.


Первая литургия. Мрачное место – Голгофа. Но именно там совершилась первая в мире литургия, за которой была принесена страшная жертва – Сын Божий. Обычный деревянный крест стал оружием спасения и алтарем, на котором был заклан невинный Божественный Агнец. Он есть Приносяй и Приносимый, то есть Тот, Кто Сам Себя приносит в жертву за грехи человеческие. Жертва приносилась под пение двух хоров. Один хор на восемь гласов распевал хуления и кощунства, насмешки и укоры, злословие и ненависть. Другой же хор пел песнь любви. Песнь эта доносилась с креста. И в ней пелось о всепрощении и любви. Но вскоре в хоре хулителей Христовых наметился разлад. Ноты покаяния и прозвучали из уст разбойника, висевшего по правую сторону от Господа. Римский сотник также прозрел и увидел в Иисусе Сына Божия. Слова прощения, услышанные им с креста, привели его в покаянное чувство и он, не медля, исповедовал Христа Богом. И среди народа нашлись люди, которые ушли с Голгофы, бия себя в грудь и каясь в том, что не узнали в Иисусе из Назарета своего Творца. Мы также должны найти свое место в Голгофском хоре, выучив песни покаяния и исповедания.

Два древа. В церковных песнопениях поется о двух древах. Одно из них - Эдемское древо познания добра и зла. Оно было насаждено Богом, чтобы испытать человека в послушании и любви, но Ветхий Адам не прошел это испытание, вкусив вместе с преслушанием смерть. Другое же древо – это древо Крестное. Его насадили любовь Божия, грех человеческий и нечестие убийц. Крест – это лекарство от греха, от смерти.

Исповедничество веры. Время открытых гонений прошло. Сейчас любой человек может зайти в храм, поставить свечу или сказать людям о том, что он христианин. Но совсем недавние события истории нашей страны показали, что мы должны бодрствовать и быть готовыми к тому, что гонения и уничтожения тех, кто носит святое имя Христово, могут возобновиться. И тогда спросим себя, а выдержим ли мы страшные пытки и истязания за Господа нашего. Примерный ответ можно дать уже сейчас, правдиво всмотревшись в свою жизнь. Если мы не можем отказаться от греховных привычек, то вряд ли сможем открыто исповедовать Христа во время гонений на церковь. Потому что по слову Господа, неверный в малом неверен и во многом.

Истязания Господа Иисуса Христа. Господь претерпел за нас страшные страдания, будучи избиваем, поносим и оплеван. Воины с особой звериной жестокостью бичевали Христа палками, веревками и прутьями, которые назывались «кошками». Когда эти металлические прутья касались тела, они с мясом выдирали человеческую плоть. Воины не только физически расправлялись со Христом, но унижали, хулили и оскорбляли Его Божественное достоинство, как будто Он лично сделал им что-то плохое. Они одели на Него терновый венец, и шипы, впивающиеся в голову Спасителя, причиняли Ему огромную боль, Он постоянно истекал кровью. На место Своей Казни Христос шел Сам, но и тут люди, словно дикие звери, накидывались на Него, стремясь разорвать и причинить еще большие муки. Интересно, что не только иудеи, движимые завистью, хотели уничтожить Спасителя, но и римские воины глумились и истязали Христа. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что делали они это по наущению диавола. Враг рода человеческого возбудил ненависть против Сына Божия в сердцах множества людей, которые были в Иерусалиме.


Богословский смысл одеяния Христа во время казни. В Евангелии мы читаем о том, что со Христа совлекли Его одежду и взамен дали Ему одежду поругания. Это одежда, омытая Честною Кровию Господней, заменила кожаные ризы Адама, в которые Господь одел человека после изгнания из Рая. Все это было предсказано в пророчестве Исаии. По своей великой любви Господь пожелал быть одетым в багряную одежду, чтобы убелить нас, словно снег, сделать чистыми от греха. Сколько сделал для нас Спаситель, и чем мы отплатили и продолжаем отплачивать Ему. Вновь и вновь снимают со Христа Его светлые одежды сектанты, богопротивники и все те, кто различными пороками намеренно уничтожает в себе образ Божий. Но и мы, христиане, соучаствуем в злодеяниях этих людей, если не укрываем нашего Господа в светлые ризы правды и добрых дел любви. Если мы подобно фарисеям исполняем только внешнее, забывая о том, что из сердца исходят злые и добрые помыслы. Если предпочитаем роскошь и развлечения уединению и молитве. Но, как только мы принесем плоды покаяния, Господь щедро одарит нас прекрасными одеждами нетленной красоты и убелит нашу душу.

За Голгофой - Воскресение. Мы часто сетуем и обижаемся на людей, когда они причиняют нам боль своими словами и поступками. Но Господь никак не выразил своим обидчиками презрение или ненависть. Напротив, Он относился к ним с любовью, умоляя Отца простить согрешения людей, приведших Его на Голгофу. Будучи Богом, Христос не воспользовался возможностями Божества и не применил ни силы, ни чудес по отношению к Своим распинателям. Он смирил себя до крестной смерти, не принуждая людей насильно в Него поверить. Христос явил себя в уничижении, чтобы те, кто может принять Его в свое сердце, приняли бы Его именно таким. Это испытание веры и для тех, кто был с Ним тогда, на Голгофе, и для нас самих. Ведь нам предлагается путь скорби, лишений и плача. Но, если мы за этой своей голгофой увидим Спасительный Крест, то нам обязательно воссияет невечерний свет Воскресения Христова.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© afonnews.ru 2011 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Афон Старец СИМЕОН АФОНСКИЙ статистика

Warning: fopen(/vhome/www.afonnews.ru/exec/logs/2024_03/site-script-time-and-memory-2024_03_28.log) [function.fopen]: failed to open stream: Permission denied in /vhome/www.afonnews.ru/exec/functions/base-functions.inc on line 361