Прямой путь спасения Спасения для самодовольного ума - полностью отказаться от интеллектуальных игр, ведущих к одержимости, ропоту и богоборчеству, заканчивающихся преждевременной смертью. Стяжание Божественной благодати с помощью смирения — единственный выход из создавшегося жизненного тупика для этого тщеславного ума.
Если самодовольный ум, подвизаясь в стяжании смирения и отречения, вновь и вновь порождает в себе интеллектуальное понимание духовной жизни, то лишается всякой благодати и возвращается к оставленным безплодным умозаключениям, словно пес на свою блевотину, окончательно погрязая в своих заблуждениях.
Если он собирается из них выйти, то должен навсегда покинуть сферу безостановочного мышления, убивающего его.
Смирение противоположно самоуверенности.
Разве можно быть таким самоуверенным, если все достоинства твоего ума дарованы тебе Богом и в один день могут быть взяты у тебя и переданы другому? Если все теории и системы могут рухнуть в один день, как можно за них держаться?
Избери благодать, стяжи ее и она будет хранить тебя от губительного дыхания времени, ибо в ней хранит себя сама вечность. Разве можно быть таким самодовольным и надутым тщеславием, словно воздушный шарик, если сметь унесет твою жизнь, подобно свирепому ветру, схватив тебя за горло в постели или на работе, в дороге или на отдыхе?
Разве можно кичиться своим богатством, которого можно лишиться в один миг, или своим горделивым умом, который может подвести тебя в самый неожиданный момент?
Ничто иное так необходимо всем нам, как смирение, и ничто иное так нежелательно, как самодовольство, препятствующее развитию духовных способностей человека.
Смириться — значит успокоится от страстей и помыслов, убивающих душу. Успокоиться — значит обратить свое внимание внутрь с помощью молитвы. Ум, обращенный внутрь, неизбежно находит в своем смирившемся сердце незаходящее духовное Солнце, Христа, и остается там навеки, отторгнув самодовольство и найдя в Боге источник Жизни вечной.
Смирение это свойство Бога. И Смирится мы можем только через впитывание Благодати, можно назвать это и послушанием воли Божьей.
Обратное свойство Смирению наглость.
Паисий Афонский говорит - " наглых людей надо любить, но любить из далека".
Наглость как и Смирение как и страх Божий заразны от людей.
Ум состоит из Внимания, Слова и Воли.
Внимание часть ума человека, как например слух, и грехи внимания мешают воспринимать Смирение.
Главный грех слуха, думаю, любопытство, или антилюбопытство. Хочу что то слышать или не хочу что то слышать.
Смирение это внимание ко всему что внимается с целью ощущения благодати, тишины, покоя, любви.
Как ощутить благодать Божью, например в природе, если ты занят собственными мыслями?
Мысли это уже совместный грех Внимания и Слова.
И в этом случае ты слушаешь и слышишь и впитываешь себя а не разлитую Благодать.
Смирение так же возникает при победе над грехом, например над злостью при молитве за врага.
Если петь "Алилуя, Алилуя слава тебе Боже" в цикле при унынии.
Очищение Внимания дает ощущение Смирения вопреки наглости.
Очищения Слова дает Молчание, Мир Сердца, Тишину сердца и Смирение одновременно вопреки мыслям.
Очищение Воли дает радость вопреки скорбям.
Авва Макарий и дьявол
Христианская притча
Некогда авва Макарий проходил от озера в свою келью. Он нёс пальмовые ветви,
и вот на пути встретился с ним дьявол с косой. Дьявол хотел ударить Макария,
но не мог. И говорит ему:
— Много силы в тебе, Макарий. Я не силён против тебя. Всё, что ты делаешь,
и я сделаю. Ты постишься, а я совсем не ем; ты бодрствуешь, а я совсем не сплю.
Одним ты побеждаешь меня.
— Чем же? — спросил Макарий.
— Смирением, — ответил дьявол. — Вот почему я не силён против тебя.
Источник: http://pritchi.ru/id_3494
Суть смирения
Христианская притча
Один подвижник так объяснял суть смирения:
— Все люди жаждут величия, а Бог просит нас стать маленькими.
Чтобы пройти в дверь, ведущую в Царствие Небесное, надо встать на колени.
Источник: http://pritchi.ru/id_6482
Сущность смирения
Христианская притча
Для выяснения вопроса, в чём же состоит сущность смирения,
как-то раз собралось несколько духоносных мужей. Один из них сказал:
— Смирение состоит в постоянном забвении своих добрых дел.
— Смирение состоит в том, чтобы считать себя самым последним
и грешным из всех людей, — высказал своё мнение другой.
— Смирение есть осознание своей немощи и бессилия, — произнёс третий.
Другие подвижники дали ещё несколько определений сущности смирения,
но ни одно из них не было исчерпывающим.
Выслушав всех, преподобный Иоанн Лествичник суммировал мнения этих благочестивых мужей.
— Смиренномудрие, — сказал он, — есть безымянная благодать души,
имя которой тем только известно, которые познали её собственным опытом;
оно есть несказанное богатство, божие именование.
Преподобный Иоанн в своём выводе по сути признал, что человеческим языком
невозможно выразить сущность смирения. Почему? Потому что смирение божественно по своему существу и его природу может познать только тот, кто обрёл в себе Самого Бога.
А таковых всегда было очень мало.
С преподобным Иоанном Лествичником в своём понимании смирения согласен
преподобный Исаак Сирин. Он пишет, что смирение есть некая таинственная сила, которая во всей своей полноте подаётся Богом только святым. Смирение является совокупностью всех добродетелей и поэтому венчает человека, достигшего духовного совершенства. «Смиренномудрие есть одеяние Божества. В него облеклось вочеловечившееся Слово и чрез него приобщилось нам в теле нашем.
И всякий, облечённый в оное, истинно уподобился Нисшедшему с высоты своей, сокрывшему добродетель величия своего и славу свою прикрывшему смиренномудрием, чтобы тварь не была попалена видением сего». Кто облекается в одежду смирения, тот облекается в самого Христа.
Но даже такой человек не может объяснить другим людям в доступных им понятиях сущность смирения, он только имеет возможность ощущать её сам.
Хотя нашему рациональному мышлению недоступно понимание природы смирения, мы можем видеть признаки смиренномудрия в человеке. Таких признаков существует множество, но главными являются
бесстрастие и полное предание человеком себя в волю божию. Эти два признака смирения можно было наблюдать, например, у преподобного Саламана Молчальника.
Святой Саламан поселился в селении на западном берегу Евфрата в маленькой хижине, в которой наглухо затворил дверь и окно. Раз в год он выходил наружу через подземный ход и запасался пищей.
Местный епископ, узнав о праведнике, пожелал посвятить его в сан священника.
Разобрав часть стены хижины, посланцы епископа взяли Саламана и доставили его к владыке, который и рукоположил преподобного. Через некоторое время епископ, так и не услышав от подвижника ни одного слова, приказал доставить его в хижину, а стену вновь заложить.
Между тем жители селения Каперсаны, где родился преподобный, загорелись желанием видеть святого в своём селе. Однажды ночью они взяли Саламана, привели его в Каперсану и поселили в заранее построенной хижине. При своём переселении Саламан не спорил, не сопротивлялся и даже не проронил ни слова. Вскоре жители селения, в котором преподобный жил ранее, так же ночью пришли к его новому жилищу, разобрали хижину и отвели Саламана на прежнее место жительства.
Смиренный молчальник и на этот раз не сопротивлялся и не требовал, чтобы его оставили в покое.
Таким было смирение великих святых. В какой-то мере эту добродетель может,
а лучше сказать обязан, приобрести каждый из нас.
(Протоиерей Вячеслав Тулупов)
Источник: http://pritchi.ru/id_3224
Александрийский кожевник
Христианская притча
Однажды блаженный Антоний молился в кельи своей, и был к нему глас:
— Антоний! Ты ещё не пришёл в меру кожевника, живущего в Александрии.
Услышав это, старец встал рано утром и, взяв посох, поспешно пошёл в Александрию.
Когда он пришёл к указанному ему мужу, муж этот крайне удивился, увидев у себя Антония.
Старец сказал кожевнику:
— Поведай мне дела твои, потому что для тебя пришёл я сюда, оставив пустыню.
Кожевник отвечал:
— Не знаю за собою, что б я сделал когда-либо и что-либо доброе;
по этой причине, вставая рано с постели моей прежде нежели выйду на работу,
говорю сам себе: все жители этого города, от большого до малого, войдут в Царство Божие за добродетели свои, а я один пойду в вечную муку за грехи мои. Э ти же слова повторяю в сердце моём прежде, нежели лягу спать.
Услышав это, блаженный Антоний отвечал:
— Поистине, сын мой, ты, как искусный ювелир (Мф. 13: 45-46), сидя спокойно в доме твоём, стяжал Царство Божие; я, хотя всю жизнь мою провожу в пустыне, но не стяжал духовного разума, не достиг в меру сознания, которое ты выражаешь словами твоими.
Источник: http://pritchi.ru/id_3350
Здравствуйте! Мир Вам! Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
О смирении хорошо написано в книге: Прп. Иоанн Лествичник "Лествица" ступень 25. "Об искоренителе страстей, высочайшем смиренномудрии, бывающем в невидимом чувстве". Прочесть можно, например, тут: https://ru.wikisource.org/wiki/Лествица/Слово_25
Здравствуйте! Мир Вам! Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Простите меня.
Иоанн Златоуст:
"Кто намеревается строить большой и великолепный дом, тот полагает и основание соответственное, чтобы оно могло выдержать тяжесть, которая впоследствии будет лежать на нем. Так и Христос, начиная возводить в душах учеников великое здание любомудрия, наперед полагает увещание к смиренномудрию как твердое и непоколебимое основание, – первую и нижнюю часть здания, зная, что, когда эта добродетель вкоренится в сердцах слушателей, то и все прочие добродетели могут уже безопасно назидаться. Следовательно, когда нет в человеке этой добродетели, тогда он напрасно, попусту и без пользы будет трудиться, хотя и совершит все прочие добродетели. Как человек, построивший дом на песке, хоть и предпринял труд, но не получил пользы, потому что не положил надежного основания, так, сколько бы кто ни делал добра, без смиренномудрия погубит и испортит все. А смиренномудрие, разумею не то, что на словах и на языке, а то, что в сердце, от души, в совести, что видеть может один Бог, эта добродетель одна и сама по себе достаточна к умилостивлению Бога, что и доказал мытарь. Не имея ничего доброго и не могши похвалиться хорошими делами, он сказал только: будь милостив ко мне грешнику (Лк. 18, 13), и вышел праведнее фарисея, между тем это были слова еще не смиренномудрия, но искреннего сознания. Смиренномудрие состоит в том, что человек, признавая в себе великие совершенства, нисколько не мечтает о себе, а сознание – в том, что человек, будучи грешником, сам исповедует это. Если же не сознавший в себе ничего доброго, исповедав то, чем он был, так преклонил Бога на милость, то каким дерзновением будут пользоваться те, которые могли бы указать на множество своих добродетелей, скрывают, однако же, все их и ставят себя в числе последних. Так сделал и Павел: будучи первым из всех праведников, он называл себя первым из грешников (см: 1 Тим. 1, 15); и не только называл себя так, но и был убежден в этом, узнав от Учителя, что, и сделав все, мы должны называть себя рабами, ничего не стоящими (см. Лк. 17, 10). [Вот в чем состоит смиренномудрие! Подражайте Павлу вы, у которых есть добрые дела; а мытарю вы, которые обременены грехами.] Будем признавать себя такими, каковы мы на деле, будем ударять в грудь и заставлять душу свою нисколько не мечтать о себе. Если мы будем в таком расположении, то оно послужит у нас достаточным приношением и жертвой. Как и Давид сказал: жертва Богу – дух сокрушенный, сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит (Пс. 50, 19). Не сказал только смиренного, но еще и сокрушенного; а сокрушенное переломлено и уже не может, хоть и захочет подняться вверх. Так и мы, не только смирим нашу душу, но и сокрушим; а она сокрушается, когда постоянно помнит о своих грехах. Когда так смирим ее, она, если и захочет, не будет в состоянии подняться до гордости, потому что совесть, подобно узде, будет удерживать ее от надмения, будет укрощать и умерять во всем.
Источник: "Симфония по творениям святителя Иоанна Златоустого" М., изд Дар.
Спаси Бог.
Помолитесь за меня.
Это значит признать себя грешным, а полное смирение , считать себя грешнее всех, и при всем этом притекать к Господу в покаянии- это главное условие смирения когда доверяешь Богу.
Две природы противные друг другу живут в человеке. Почти все сейчас горды, надменны, жестоки,жадны,страстны.То есть бесноваты. Считать себя ниже всякой скотины ... Это как? Вопрос за гранью современного человека. С этим никто не поспорит и это есть лицо современного мира и нас в нем. А вот кто такая скотина- это вопрос не к нам а к Христу, мы ведь не хотим и подумать о этом. Вот и нет почти нигде в мире Христа в человеках, не то что в городах , а одна милость Его к нам. Чем и живем по сей день все мы. Но раз мир держится где-то есть пару скотин, которые плачут за всех........ Вот оно смирение и в ком оно , покажите хоть одну скотину. Нет все человеки , вы что!!!!!.......
Для меня смирение - это синоним слову послушание... - "твори Христе со мною, аще хощеши!"
Есть смирение плоти, когда привыкли в тепле, в мягкой кроватке, с хорошими блюдами - а вот пойди ка на природу, на камешках поспи... да в сухомяточку поешь... три дня и от вашего смирения ничего не останется - одни расстройства. А ведь за Христа могут и изгнать, и побить - не говоря уже о голоде и других лишениях.
Молится то все могут в теплых домах, а вот когда лишения пойдут за Христа - могут дойти и до отречения. И доходят, к сожалению...