О жизни русского монастыря. 1863 год. Начало духовных боев: кинжал и пистолет
Но и после этого спокойствие не восстановилось в монастыре: недовольные продолжали волноваться и требовали от игумена Герасима и иеродиакона Илариона, его помощника, этих «адамантовых защитников русских прав», как их назвали наши соотечественники иноки, чтобы они перестали поддерживать русских, в противном случае грозили им смертью.
В одну ночь на дверях келлий о. игумена и о. Илариона оказались нарисованными кинжал и пистолет — весьма не двусмысленные намеки, к чему присуждали своих старцев недовольные. (И книжалы - и пистолеты были у братии, о чем говорят недавно найденные реликвии. Высказывания)
Трудно было предвидеть, чем окончились бы все эти волнения и тревоги, если бы счастливому исходу их не помогли сами недовольные. Желая, очевидно, запугать прочую братию монастыря, недовольные двадцать семь монахов во главе с о. Нифонтом вышли из состава братии Пантелеймоновского монастыря, чем помогли водворить, по крайней мере, на время мир и согласие в обители. Описанные события происходили в 1863 году.
Следующие годы почти вплоть до 1870 года прошли сравнительно мирно для русской обители на Афоне. Причин этого обстоятельства было не мало. Для поправления крайне расстроенных финансов Пантелеймоновского монастыря в 1858 г. были отправлены в Россию за сбором милостыни вторично прежние сборщики: иеромонах Макарий Семыкин и схимонах о. Селевкий
На смену этих лиц в качестве сборщика милостыни, 28 августа 1862 года выехал с Афона весьма симпатичный и даровитый иеромонах Арсений (Минин). С ним афонские старцы отправили в Россию следующие святыни: крест с частию Животворящого Древа, часть от камня живоносного гроба Господня, часть мощей св. великомученика и целителя Пантелеймона, чудотворную икону тихвинской Царицы небесные и др.
Благодаря замечательному успеху этой миссии, о чем мы ниже скажем подробнее, щедро лились пожертвования в русский Пантелеймоновский монастырь, и самые завзятые противники русских не могли не видеть, кому они обязаны настоящим своим благосостоянием обители. Греческим монахам приходилось волею неволею мириться с обстоятельствами, так как материальный перевес был вполне на русской стороне.
Вскоре же потом воспоследовали и другие обстоятельства, которые убедили греков, что и нравственная сила русских значительно возросла. В 1866 году с 27 по 29 июля прожил на Афоне русский посланник при Оттоманской порте Н.П. граф Игнатьев, который самым наглядным образом убедился в дурном отношении к Русским греков и сделался с этих пор мощным защитником русских интересов на св. Горе.
«Посещение это не только поддержало значение монастыря сего, — говорится в писании русского Пантелеймоновского монастыря, — но и доставило ему случай быть посредником в известных отношениях между св. Горою и представителями русской власти и сделало оный решителем некоторых действий, имеющих влияние на судьбы самого Афона»
(Русская власть тогда, как и сейчас, состояла из подлинных небожителей. Они даже не представляли, сколько стоит буханка хлеба, не то, что - жизнь в другой стране...Высказывания о жизни)
Пребывание на Афоне 16 и 17 Июня в 1867 году великого князя Алексея Александровича тоже не прошло бесследно для истории русского иночества на Афоне. Это посещение, как и предыдущие, красноречиво говорило, что русских на Афоне помнят в пределах их отечества не только обычные смертные, свои последние гроши несущие сюда для спасения души, но и великий Государь могущественной державы, представителем которого являлся его сын, что следовательно третировать русских нельзя и что в тяжелых обстоятельствах они всегда найдут для себя могущественных защитников.