О жизни русского монастыря.
Новый устав. Потопление швартовой бочки.
Это первое требование русских и то усилие, с каким они добились его удовлетворения, показали и тем и другим, самым наглядным образом, что полюбовная совместная жизнь монахов разноплеменных наций в одном монастыре едва ли возможна, если точно не будут регламентированы условия этого сожития и не разграничены права обеих народностей.
Почин в этом деле принадлежал грекам, которые предложили русским составить «устав» совместной жизни. Русские, хотя и удивились такому предложению греков, так как в общих чертах условия эти уже были выработаны еще в 1840 году, при вступлении их в Пантелеймоновский монастырь, однако же, согласились на него.
Но когда выработанный «устав» греками был преподнесен на утверждение русской братии, то здесь-то и «открылись многих сердец помышления».
Греки в этом «уставе» требовали
а) сокращения количества русской братии до одной четверти или, по крайней мере, до одной трети всего количества греческой братии,
b) чтобы игумен монастыря был всегда греческого происхождения и
с) чтобы монашествующие греки занимали господствующее положение в монастыре.
(Все требования являются ересью филетизма, как современные греки обозначили это явление. Высказывания о жизни)
Русские не согласились утвердить выработанный греками и устав».
В монастыре среди греческих монахов, озлобленных отказом русских, произошли волнения.
Недовольство против русских еще более возросло в среде греков, когда с 1858 г. русские пароходы с поклонниками прямо стали приходить на Афон и останавливаться в виду русского Пантелеймоновского монастыря.
В это время по просьбе капитана русского парохода турецкий карантинный чиновник выстроил для себя небольшой домик близ монастыря и над ним поднял турецкий флаг.
Это был сделано в тех видах, чтобы пропискою паспортов пассажиров русский пароход долго не задерживался под Афоном Греки увидели во всем этом происки русских: им показались, что все это сделано, по просьбе русских и по желанию русского консульства в Константинополе, с целью поставить монастырь под надзор турецкой власти.
Русские старались успокоить греков, показать выгоды для монастыря от приезда к Афону русских пароходов и от поселения вблизи монастыря турецкого карантинного чиновника, но греки не слушали убеждений русских иноков и продолжали волноваться.
Греки потребовали снятия флага с угрозою, в случае неисполнения их требования, взорвать самый дом.
Требование это было удовлетворено, но греки не успокоились.
В одну из ближайших ночей бочка, за которую привязывались русские пароходы, исчезла под водою. Сначала предполагали, что это сделал кто-либо посторонний монастырю, но, по расследованию, оказалось, что потопление бочки было делом нескольких греческих монахов монастыря св. Пантелеймона во главе с духовником монастыря иеромонахом Нифонтом.
(Как впоследствии оказалось духовник как раз и придумывал все эти диверсии против русских. За что его постиг гнев Божий. Но это мы не будем описывать. - Высказывание)
Делу этому не желали дать огласки, чтобы успокоить взволнованные умы, а поэтому дальнейшее расследование было прекращено.