Архим.Софроний Сахаров написал свою Автобиографию еще в 1975 году. Но до сих пор этот уникальный текст не был опубликован. Нам даже трудно отнести эту рукопись к жанру биографии, настолько она обращена на внутреннее и выражает скорее исповедь. Автобиография раскрывает духовные искания старца Софрония, путь души к Богу. - Афон Новости
...Прошло более чем полвека, как я уехал, и, несмотря на то что наши жизни прошли в совершенно различных условиях, все-таки что-то есть в крови, если можно так сказать, от рода, чтобы встреча наша с самого первого момента была исполнена доверия. И так как мне теперь уже почти восемьдесят лет, я не могу делать программ на многие годы. Увижу ли я вас когда-нибудь еще или нет это я не могу предвидеть даже на короткий срок.
И сегодня, поскольку некоторые из вас захотели узнать обо мне, я и подумал рассказать вам мою биографию не столько внешнюю, сколько внутреннюю. Потому что в большинстве случаев люди смотрят на внешнее, но судьбы каждого и народов, и отдельных людей зависят от самого расположения человека... Я думаю, чтобы быть более понятным, я должен начать с очень раннего возраста.
Прежде всего огромное влияние на меня оказала наша няня Екатерина. Мои роды, как мне рассказывали потом, прошли с необычайно большой опасностью для жизни или матери, или ребенка. Но в общем одному хирургу-гинекологу удалось спасти и меня, И мать.
(В какой-то момент родов опасность для жизни митери была столь велика, что врач вынужден был поставить отца перед выбором: или мать, или ребенок. Отец тогда с болью сказал: Спасайте мать!) Хирурга этого звали Сергей Семенович.
И мой отец дал мне имя Сергей, потому что тогда получалось, что и я тоже Сергей Семенович. После в благодарность он подарил ему кожаный диван с серебряной надписью: Сергею Семеновичу от Сергея Семеновича. Папа был сердечным человеком и во многих случаях глубоким, но он в то же время был очень веселый человек и любил шутить.
Мама нелегко пережила мои первые годы, потому что, как она сама мне говорила, глаза мои были бесцветные, будто стеклянные, только с двумя точками, и она очень волновалась. Няня брала меня с собою на бульвары на прогулки или в церковь. Няня наша была человеком глубокой и сильной молитвы. Она стояла подолгу в церкви, а я, малыш, сидел иногда у ее ног...
И, естественно, в такой обстановке под влиянием няни у меня было расположение молиться. Когда я был воюем мальчиком, промолиться полчаса, сорок пять минут для меня не составляло никакого труда. Это была как бы потребность.
Голос старца Силуана нельзя сейчас послушать, записей не сделано. Остались фотографии и дневник. Есть, правда, аудиозаписи его ученика, сотаинника, архимандрита Софрония (Сахарова). Их немного. Они относятся к последним годам его жизни, когда ему перевалило за 90 лет. Отец Софроний ведет беседу с монахами своего монастыря и паломниками. Тема: человеческая свобода. Не правда ли, актуально?