Малоизвестным остается тот факт, что духовное возрождение на Афоне в середине прошлого века было связано с приходом на Святую Гору монахов из Метеор. Монастыри Метеор стали оживленным туристическим местом, и монахи убежали оттуда, перебравшись на труднодоступную Святую Гору в монастырь Симонопетра.
Тихие заводи снятся под утро,
Снится безмолвный покой.
И вдалеке, невесомые будто,
Горы плывут над водой.
В заводях этих купается солнце,
Тихо плывут облака.
Звон колокольный то тише,то звонче,
Слышится издалека........
иеромонах Симон - " Тихие песни уединения"
Есть на земле удивительные места, где небесная благодать непостижимо сочетается с красотой творения, а богатство земных даров с высотой подвижнического духа. Такова Святая Метеора - горная монашеская страна,второй после Святой Горы Афонской центр православного монашества в Греции.
Скалы, на которых расположены монастыри, и вид на Фессалийскую равнину
Затаите дыханье - начинается чудо:
На земле, и на небе, и в душе, и повсюду!
Затаите молчанье - начинается утро,
Словно первая встреча, или давняя будто.
Затаите страданье - начинается праздник,
Ради близких и милых, ради дальних и разных.
Начинается чудо - зарождение света,
Начинается счастье - и не нужно ответа.
И не нужно сомнений - это только минуты...
Начинается радость и кончаются смуты.
И приходит прозренье, - и не нужно вопросов,
Потому что - все ясно: быть счастливым - так просто...
иеромонах Симон - " Тихие песни уединения"
Скалы - каменные исполины - величественно застыли между землей и небом, будто являя собой раскрытую живую страницу Книги Бытия.
Согласно преобладающему мнению геологов, такое необычное скалообразование берет свое начало в так называемом "Дельтогенном конусе", который образовался из речных камней и ила, нанесенных водами древнего фессалийского озера.
После геологических преобразований Олимпа и Оссы озерные воды ушли в Эгейское море, оставив посреди Фессалийской долины причудливую гряду отвесных столпов, которым положено было стать местом непрестанно возносимой молитвы.
У "истоков" Фессалийской долины
Метеора по-гречески означает 'парящий в воздухе'. Этим словом обозначается комплекс монастырей и скитов, которые и вправду почта витают в небесах. Воздвигнутые на высоте до 300 метров, на скалистых вершинах поразительной крутизны, что встречаются в отрогах Пинда в Фессалии, они словно бы смотрят через долину Пиньоса на просторы древней Эллады.
До 1920 года редким посетителям приходилось либо взбираться сюда по шатким и ненадежным приставным лестницам высотою в 30 метров, а то и больше (лестницы эти при малейшей опасности втаскивались наверх), либо вообще совершать подъем на канате, раскачиваясь на головокружительной высоте в плетеной веревочной сетке.
Снабжение монастырей и по сей день осуществляется с помощью таких сеток.Но после первой мировой войны, когда монастыри стали привлекать все больше туристов, сюда из Каламбаки проложили новую дорогу.
Сейчас до монастырей можно добраться по серпантинам вырубленных в скалах ступеней и по переброшенным через бездонные пропасти шатким подвесным мостам.Правда, многие монахи, опасаясь суетных вторжений мирской жизни в аскетический монастырский быт, покинули свои кельи и сегодня Монастыри Метеоры - это скорее музеи, нежели монашеские общины.
Манастыри Метеоры С самых истоков христианства служение Богу в пустынных, заброшенных местах, вдали от соблазнов и повседневной суеты мирской жизни становится одним из главных элементов этой религии. Отшельники начали селиться в пещерах на обрывистых склонах Пинда еще в XII столетии. Но основатель двух главных монастырей - Гегало Метеорон и Магало Метеорон - монах Святой Афанасий с горы Афон поселился здесь лишь около 1360 года.Предание гласит, что на место, где сегодня стоит монастырь, этого отшельника вознес либо ангел, либо горный орел. Его ученик Йоасаф, сын сербского короля, через тридцать-сорок лет продолжил дело наставника и достроил монастырь.
Мужской монастырь Преображения Господня - Великий Метеор расположен на самой высокой (613 метров) и большой по площади скале (6 га). Основан Афанасием Метеорским около 1340 года.(панорамное фото)
Колокольня
Монастыри сложены из камня, покрыты красной черепицей; как правило,имеются в них и деревянные галереи, нависающие над бездонными провалами скалистых склонов. Внутри монастыря размещаются множество тесных монашеских келий, монастырская церковь и общая трапезная. В скалах вырубались ниши для цистерн, куда собирали питьевую воду.
В 1960 году трапезную монастыря Варлаам отреставрировали и переоборудовали под музей. В монастыре Метеорон можно осмотреть незатейливое помещение монастырской кухни с ее простой утварью, лоханями и черпаками. В церквах обоих монастырей сохранились жутковатые фрески, изображающие сцены адских пыток и страданий мучеников: усекновения голов, убиения мечом и кинжалом, распятия, бичевания, сожжения на кострах. В пустующем монастыре Николаос имеются фрески XVI века, созданные замечательным живописцем Феофаном из Креты.
Монастырь Святой Троицы Скала, на которой стоит мужской монастырь Святой Троицы представляет собой наиболее впечатляющий вид Метеор:утёс высотой 400 метров,у подножья в глубине лежит русло реки Пиньос,а над ней -вершины поросшего лесом горного хребта Пиндос.(панорамное фото)
Большинство монастырей были мужскими, но есть и несколько женских. К одному из них, монастырю Стефанос, можно пройти только по мосту, повисшему над пропастью.
Монастырь Русану или святой Варвары Время создания монастыря Русану или Арсани
и происхождение его названия доподлинно неизвестны. По одной версии
основателем монастыря был некий Русанос, выходец из местечка Росана. По
другим неподтвержденным источникам монастырь был основан в 1288 году иеромонахами Никодимом и Бенидиктом.
Точно известно, что в 1545 году по разрешению митрополита города Ларисы Виссариона и игумена монастыря Великого Метеора выходцы из Эпира - братья иеромонахи Иоасаф и Максим, построили монастырский кафоликон в византийском стиле на месте разрушенной церкви Преображения и отреставрировали монастырь, который действовал в форме общежительного.(панорамное фото)
Монастырь Святого Николая Анапавсаса,называемый также Радостным Время основания монастыря точно неизвестно, предположительно, первые монахи появились на этой скале в XII—XIII веках.Не исключено, что эпитет Αναπαυσάς (успокоитель) связан с самим монастырём как местом, дающим душевный и физический покой монахам и гостям монастыря.(панорамное фото)
Монастырь Варлаама В середине XIV века схимник Варлаам поднялся на скалу и воздвиг несколько келий и маленькую церковь, которую посвятил Трём Святителям.Там он обитал до конца своих дней в полном одиночестве. После его смерти все помещения оставались необитаемы долгие годы.(панорамное фото)
Я привстану на цыпочки,
Поцелую зарю,
Всю, до солнечной ниточки!
И тебе подарю!
С голубыми дубравами
В изумрудной росе,
месте с майскими травами
Подарю насовсем!