О. Паисий - трагедия монаха, желающего иеромонашества. Высказывания из писем афонского старца иеромонаха о. Арсения о жизни Монастыря в 1890-е гг.
Нынешний архимандрит — игумен новоафонской Симоно-Канонитской обители о. Иероним — человек скромный и в высшей степени трудолюбивый. Воспитывался он в обители под непосредственным влиянием знаменитых старцев, будучи келейником о. Макария.
В качестве помощника эконома практически достиг весьма замечательных познаний по части архитектурной и инженерной и, устройством вверенной его попечению обители на Кавказе, он приводит в восторг не только обычных посетителей-поклонников своей новосозданной обители, но даже удостоился одобрения Их Величеств[148], в последнее путешествие на Кавказ в 1888 году.
Неоспоримо важную услугу оказал монастырю известный о. Паисий[149], более двадцати лет занимавший должность заведующего подворьем в Константинополе. Полуграмотный, но от природы весьма умный, с непреклонною силою воли и настойчивым характером, о. Паисий был все время энергичным и неустанным работником для своей обители.
Руководимое им подворье было всегда образцовым в ряду других русских подворий — Андреевского и Ильинского и охотно привлекало в свои гостеприимные стены массы наших поклонников и поклонниц.
Для этих последних о. Паисий был увлекательным проповедником, «прозорливцем», бичевавшим их пороки и увлечения. Имя его было весьма популярно среди поклонников, которые под влиянием его убеждений и рассказов об Афоне, нередко изменяли курс своего паломнического пути и ехали на Афон, вопреки своим намерениям, лишь бы проверить рассказы о. Паисия. Таким образом, о. Паисий привлек в свою обитель многих благодетелей.
От природы весьма умный и общительный по характеру, он был радушно принимаем в наших константинопольских посольстве и консульстве, которые нередко по важным делам спрашивали совета о. Паисия. Неудивительно поэтому что о. Паисий находил для себя самую сильную поддержку в авторитете своих знаменитых старцев, сердечно его любивших. К сожалению, однако, нужно сказать, что весьма полезный в этой скромной роли афонского инока, о. Паисий не чужд был всегда стремления к иеромонашеству, на которое он, но уставу афонскому[150], не имел права, и это стремление погубило эту весьма полезную силу для монастыря и для нашего отечества.
Увлеченный обещаниями почестей и архимандритского сана со стороны известного вольного казака Ашинова Н.И., который по долгу проживал у него в Константинополе, о. Паисий на склоне лет своих оставил Константинополь и русский афонский монастырь и, после рукоположения в сан архимандрита в С.-Петербурге, рискнул связать свою судьбу с судьбою упомянутого авантюриста. О! Эта история стара, как мир - Высказывание о жизни
Читателям хорошо памятна печальная судьба пресловутой абиссинской миссии[151] и знаменитая кровавая танджурская эпопея, а поэтому мы не будем говорить о ней. Воротившись в Россию, архимандрит Паисий поселился временно в Александро-Невской лавре, а ныне обречен доживать свой недолгий век на покое в Саровской пустыне.
Очерк жизни и деятельности игумена священно-архимандрита Макария Сушкина - ред и доп. Высказывания, притчи, поучения (Житие этого афонского старца публикуется впервые)