Сердечный покой приводит к созерцанию и привлекает Благодать, которая просвещает душу
Во внимательной и непрерывной молитве следует вступить в борьбу. Это начало. А затем жить этой молитвой и бдением до тех пор, пока, храня себя в неослабном внимании, чтобы оставаться в покое, наше сердце не стряхнет с себя панцирь страстей в едином мощном рывке к Благодати. Это будет тогда, когда сердце уже не ожидает (опсимон - в переводе Грацианского, «в последний момент» - неправильно - Высказывания о жизни), внезапно, словно прорвавшись к нам через преграду, явится умопостигаемый Свет (доступный для разума).
В этом Свете исцеляется душа и удивительным образом восходит к Богу. И в этом самом Свете душа видит, созерцает «в духе и Истине»!
Именно об этом говорил божественнейший Петр: «Прилагая (пар-ис-ененкантес - составное слово, счет двойной префиксации значение дорастает до «во что бы то ни стало, изо всей мочи, любой ценой добейтесь») к этому все усердие, вы покажите (епихорегисате — за счет префиксации значение дорастает до «преизобильно проявите даже в самом мелком», русский перевод «покажите» не совсем подходит) в вере вашей добродетель, а в добродетели — ведение (гносин — правильно «глубинное познание», - чего? - в предыдущем стихе известная фраза о причастии (кинони) «Божескому естеству»)
Важно заметить, что синодальный перевод этого отрывка (2 Пет 1,4-5) никуда не годится. Бытовой морализм: будьте хорошими и все будет хорошо... Что значит - хорошие?! Когда речь идет о приобщении к «Божескому естеству»... Взяли и всю полновесность языка редуцировали до примитива. Наоборот, Апостол говорит: разбейтесь до смерти, пока не получите!». Далее прп. Каллист толкует этот отрывок: речь идет не об усредности и благочестивости, а о подлинном благочестии - созерцании Божественного света - примечание Высказывания о жизни
Это верно, потому что через добродетель познание приводит к подлинному благочестию, а именно, наполняет душу умным светом и ликованием, какого невозможно выразить в словах. Глубинное познание Бога, через Дух, дающий мудрость и созерцание, делает разум (нун) боговидным, насколько это ему доступно. Тогда пронзительно блеснет разуму день, освященный светом умопостигаемого и неизреченного Солнца. Тогда сверозарная звезда взойдет в нашем сердце!