22 февраля 1853 года о. Макарий был рукоположен в иеродиакона. Ми имеем весьма обширное и любопытное письмо его к родителям об этой перемене в его жизни, уясняющее в значительной степени и самое его непреодолимое стремление к иночеству.
«Но отправке писем, т. е. на родину, рассказывает о. Макарий, я был позван к отцу нашему духовнику, коего я нашел в церкви предельной Преподобного Сергия стоящим пред алтарем Господним в эпитрахиле.
Честнейший отец уже ждал меня. По вхождении, он приказывает мне лобызать св. иконы, а после этого начал делать духовное испытание от юности моих преступлений во всей жизни пред Богом и Божией Матерью
Сделав наставление, он приказывает пройти всю жизнь мою и передать ему. Меня смутило это обстоятельство. Я косвенно хотя и слышал, но всякому слуху нельзя верить.
Сколько воспоминаний, терзающих душу, сколько смущения от прелогов вражиих, наносимых его злобою, сколько радости духовной, сколько ужаса и трепета от таких приказаний! Испытавший оное знает, но постороннему зрителю кажется обыкновенным... Ты должен очистить в оставшиеся дни твои прошедшее время. И объявил мне духовник волю нашего о. игумена и его, что они желают меня произвести недостойного в иеродиакона[131].
Не умею сказать и выразить вам тех чувств. Мысль служить Господу в сонме тем ангелов, касаться Пречистым Его телу и крови своими окаянными устами и руками, быть сподоблену осеняемым св. Духом, присутствовать воплощению Христову до Ею вознесенья, иметь невидимо сослужащих небесным сил, быть объяту божественным пламенем в присутствии Св. Троицы — все ужасало меня.
Я трепетал за мое недостоинство, недоумевая и зная, какая честь[132] и какая ужасная ответственность за всякое неосторожное движете, всякий нечистый помысел.
Сколько милосердия Божия, только и правосудия! Но все еще ад казалось тенью, что я узрел в настоящем виде. На то будет воля Господня: Он удивил на мне грешном свои неизреченные милости, Он не попустил врагу нашему оскорбить меня окаяннаго, а защитил своею неизреченною милостию».
Далее о. Макарий подробно описывает самый чин рукоположения и просит родительских молитв «да даст ему Господь силу благодати Св. Духа и Матерь Божия, да покроет его в предстоянии неосужденно престолу Вишняго, соблюсти чистоту и непорочность его служения, да сослужаще его Пречистому Телу и Крови Христовой и обходяще Его божественный престол, да ниспошлет благоговеяние, внимание и память о страстях Господних, страх, трепет, умиление пред величеством славы Его, невидимо седящему и небесным чинам предстоящими.
Да сохранит меня Господь своею благодатию и Пресвятая Богородица покрыет своим честным омофором от всякого дела, слова, помысла душетленнаго, да приступая к святая святым страшным таинам Христовым да не опалюся огнем правосудия Божия, да не свяжусь веригами прегрешений моих, да приступая к Божественной трапезе не наведу на себя гнева Божия, прикасаясь недостойне, но да будет его благодать укрепляющая и воспоминающая о страшном таинстве, да в чувстве благоговейном предстану Господу Славы, сослужаще в приношении св. Даров о всех и о вся…
Молитесь, молитесь за меня, опасно хожу, а я молюсь за вас в церкви при всяком удобном случае по великой немощи»[133].