Совет афонских старцев

Везде можно жить по-христиански. Если кто-то удалится в пустыню и будет жить один — это не означает, что он избавится от искушений. Точно так же, как Бог присутствует везде, присутствует везде и демон. Поэтому нужно очень сильно полюбить Христа и возненавидеть зло, возлюбить добродетель и возненавидеть страсти.
Антоний Великий просил Бога, чтобы Он показал ему самого совершенного человека на земле. И Господь указал ему на самого простого сапожника в Александрии.



Я знаю, что ко всему хорошему нужно себя понуждать. Но на практике видно, какая слабая у меня сила воли. Прошу Вашего совета.

– Очень важно для человека осознавать свою немощь и быть искренним в отношениях с Богом. Например, сказать Богу: «Господи, прости меня, мне скучно и трудно молиться». Господь очень любит искренность, добросовестность, ответственность человека. Но очень часто мы идем к Богу не такими, какие мы есть, а напялив на себя множество дорогих одежд из своих оправданий. Как мы знаем, Адам и Ева утратили Рай не потому что согрешили, а потому что стали оправдываться.

Старец Паисий говорит страшные слова: тот, кто постоянно оправдывается, имеет своим старцем демона.


Когда мы обращаемся к Богу с такими словами: «Господи, мне тяжело молиться, потому что жена моя ведет себя не так, потому что мой коллега меня поддел, потому что дети меня не слушаются и тому подобное», — мы возлагаем ответственность на кого угодно, но только не на самих себя.

Некоторые святые говорили совсем другое: «Мир плохой, потому что я нехороший. Когда я стану хорошим, то и мир исправится». Благой Бог ждет от каждого из нас не того, что мы не можем, а того, что мы в состоянии совершить. Господь не будет требовать от нас того, чего Он не сеял. Он не будет спрашивать у хромого человека, почему тот не стал спринтером, у человека неграмотного — почему он не стал писателем. Начало духовной жизни — это исправление себя, это «создание фабрики добрых помыслов», как говорил старец Паисий.

Приходящий на Святую Гору за святостью находит святость, приходящий посмотреть природу находит прекрасные виды. Каждый, кто приходит на Святую Гору, находит то, что искал.

Если я приезжаю в Москву, то спрашиваю, где здесь монастыри и храмы, а другой спрашивает — где здесь центры развлечений, дискотеки и так далее. Человек ищет то, что ему сродно. Если мы наденем черные очки, мы будем все видеть в черном цвете, зеленые — в зеленом, красные — в красном. Если я человек лукавый, то буду всех видеть лукавыми, если я добрый — буду всех видеть добрыми, если я человек подозрительный, то буду всех подозревать.

Мы должны просить Бога открыть нашу веру, наши способности. С Его помощью мы сможем их развить и делать то, что мы можем.

Однажды к старцу Паисию пришли паломники и сказали, что они читают «Жития святых» и приходят в отчаяние.

Старец спросил их, в каком издании они читают «Жития», потому что, когда он их читает, всегда радуется. «Мы читаем про святого Симеона Столпника, который сорок лет провел на столпе, — отвечали паломники. — А мы что, разве можем делать такие вещи?». Конечно, Господь не требует от нас такого подвига, а требует, чтобы мы хотя бы сорок минут сдерживали свой гнев.

Отец Моисей - монах,старец келии св. Иоанна Златоуста, скит вмч. и целителя Пантелеимона монастыря Кутлумуш


Валаамский старец Иоанн (Алексеев)
(1873-1953 гг.)

*При молитве надо себя держать в большем непотребстве, и если появятся теплота и слезы, не мечтать о себе что-то высокое; пусть они приходят и уходят без нашего принуждения, но не смущайся, когда они пресекаются, иначе и не бывает.
*Молитва самый трудный подвиг... Все же Господь, по своему милосердию, временами дает и утешение молитвеннику, чтобы он не ослабевал.
*Святые отцы молитву назвали царицей добродетелей, ибо она привлечет и прочия добродетели. Но, насколько она высока, настолько и труда большого требует. Преподобный Агафон говорит: "Молитва до последнего издыхания сопряжена с трудом тяжкой борьбы".
* К теплоте сердечной не стремись - она приходит без нашего искания и ожидания; в молитве должен быть наш труд, а успех уже зависит от благодати... В духовной жизни скачки не уместны, а требуется терпеливая постепенность... Признак молитвы в теплоте сердечной и в сокрушении сердца... Наш должен быть труд во всякой добродетели, а успех уже зависит от Божией благодати, а благодать Бог дает не за труды, но за смирение, насколько человек смиряется, настолько и благодать посетит... В Отечнике сказано: "Ученик сказал старцу: такой-то "видит ангелов". Старец ответил: "это неудивительно, что он видит ангелов, но удивился бы я тому, кто видит свои грехи". Хотя это старческое изречение и кратко, но по духовному смыслу очень глубоко, ибо тяжелее всего познать себя самого.
*Если будешь строго следить за собой, поистине увидишь себя хуже всех, тогда и хвалящий тебя не повредит, ибо люди смотрят только на внешность человека, а внутренне его не знают, исключая духовную жизнь проводящих.
*Молитва требует борьбы, до часа смертного...
*...внимание - душа молитвы. Ежедневно надо прочесть главу Святого Евангелия и главу Апостольских посланий.
*Не в нашей власти состоит устоять в добродетели, это дело благодати, а благодать хранит именно только за смирение. Лествичник говорит: "Где случилось падение - там предварила гордость". Великое для нас счастье, что мы имеем книги св. Отцов, ибо у них подробно говорится о духовной жизни. Конечно. Хорошо бы духовную жизнь проводить под руководством духовного наставника, но оскудели преподобные, а без наставника очень опасно руководиться только одними книгами... Однако унывать не надо, в основание положим мытарево смирение и Господь по своей благости поможет нам грешным, и избавит от напастей на духовном пути. А в немощах будем каяться, ибо все подвижники благочестия, держались за смирение и покаяние.
*Память надо набивать чтением св. Евангелия и творениями св. Отцов, одним словом, чтобы ум не был праздным. Прежние события надо заменить другими мыслями, и постепенно прежние воспоминания вытесняться прочь и тоскливость пройдет. В одном сердце два Господина не могут жить вместе.
*Грешных страстей никогда не удовлетворишь, чем больше их кормишь, тем больше они требуют пищи;
*Не было бы скорбей, не было бы и спасения, сказали св. Отцы; от скорбей две пользы: первая - усердие к Богу и благодарность от всей души. Вторая - избавляет от суетных попечений и забот. Из святоотеческих писаний видно; они подобно нам тоже унывали и малодушествовали, даже испытывали то, что не пожелали предать писанию, чтобы нас неопытных в духовной жизни, не смутить и не привести в отчаяние. Конечно, Господь попускает быть скорбям соразмерно нашим силам, кто какие может понести. Они (скорби) нас смиряют, у нас есть какая-то самонадеянность, что мы своими силами хотим преуспевать в духовной жизни, а в скорбях-то и научаемся смирению, что наши усилия без Божией помощи не достигают цели. Наш должен быть труд к добродетели, а успех в добродетели зависит уже от благодати, и благодать дается от Бога, именно только, смиренным, а без смирительных случаев не смиришься.
*Мудрую духовную жизнь св. Отцы до тонкости объяснили в своих писаниях; а их писание больше познается жизнью... Преподобные отцы, молите Бога о нас грешных, и откройте наш умишко, чтобы уразуметь ваше писание.
*Господь знает нашу немощь, дал нам ежедневное покаяние до гроба... Преп. авва Дорофей говорит: "Не тот пьяница, кто раз напился, а тот, кто всегда пьет, и не тот блудник, кто раз соблудил, а тот, кто всегда блудит". По духовному ведению и наказания разные: кто стремится к добродетели и падет, такому надо делать снисхождение, ибо он не стремился ко греху, искусился нечаянно. А кто не стремится к добродетели, такому требуется строгое наказание, чтобы вразумился и стремился к добродетели.
У св. Отцов я нашел три пророчества о последних иноках, а епископ Игнатий Брянчанинов полагает, что мы последние иноки. "Последние иноки иноческих дел не будут иметь; постигнут их искушения и напасти, и которые иноки перетерпят их, таковые будут выше нас и отцов наших". Конечно, мир этого не может знать, ибо он знает и любит одну только внешнюю показность.
* Без скорбей нам не прожить. Господь сказал, что в мире скорбеть будете. Не было бы скорбей, не было бы спасения, говорят св. Отцы. Господь избрал на проповедь св. Пророков и св. Апостолов, однако скорби не отнял от них, а Господь наш Иисус Христос совершенный Бог и совершенный человек (кроме греха) скорбною жизнью жил на земле. От сотворенного им человека терпел укорение, поношение, презрение, насмешки, побои, даже до позорной смерти распятием...
Петр Дамаскин пишет: "Если человек увидит свои грехи, аки песок морской, и это знак здоровья души". При этих чувствах отчаянию нет места, а наполняется душа умилением и любовью ко всем живущим на земле. Блаженны подобные люди, которые приходят в такое состояние, оно дается от Бога за глубочайшее смирение и называется бесстрастием.

Комментарии

Всего: 2 комментария
Мир вам. А вы много читаете? И вы часто ездите в паломнические поездки?
0
#2 | Юра »» | 11.06.2013 10:23 | ответ на: #1129 ( Александр Кодьяк ) »»
Саша больше стараюсь слушать, читать получается меньше, хотя мне очень нравится.
Вера от слышания, очень важно слушать.
Слава Богу я живу в Киеве, где есть много святынь и очнь жаль часто слышать ,как живущий рядом с лаврой никогда не приложился к мощам святых.

Очень хочу на Афон и к Гробу Господнему на Валаам, в Дивеево, и еще есть ряд мест где если Бог даст побываю. Но хочится поехать не спеша самому, чтоб окунуться в благость этих мест.

0
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© afonnews.ru 2011 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Афон Старец СИМЕОН АФОНСКИЙ статистика