Каллист Ангеликуд Катафигиот Меленикиот Каллист Ангеликуд Искусство мысленной борьбы (Монах Макарий Касокаливит Перевод с древнегреческого. Афон. Кавсокаливия. 2011)
Что такое глубинная или сущностная вера
Так вот, продолжим, как уже сказано, что сердечная тишина является началом очищения души и в конце пути она приносит обожение, осюда ясно что сердечная тишина — это и есть то самое место, в которое нам нужно прийти! А еще точнее я бы даже называл сердечную тишину — самим путем, по которому искренние души восходят к Богу.
Этот путь вводит прямо в лоно Божие. Эта тропа мирно, без потрясений подготавливает того, кто взбирается по ней, сначала увидеть западни и ловушки врага наших душ, научиться чувствовать его приближение, и в нужный момент оказать сопротивление, противостоять хитростям врага духовно, с рассуждением и мудростью.
А затем эта тропа возводит тех, кто доблестно и успешно сопротивляются врагу, к божественным озарениям и просвещению ума (элламсис — морфема, стоящая перед корнем и изменяющая его значение, в данном случае усиливает значение: «глубинному проникновению познания в ум» - Высказывание о жизни). Затем тропа приводит к духовным откровениям Божественных Таинств и неизреченно соединяет с Богом!
Этот путь всецело вводит человека в обожение, а точнее сказать, приобщает к Божественному и сверхъестественному горению, рачению (эрота) в духовной славе, какую только можно себе представить. Следовательно, эта тропа приводит и к подлинной и искренней любви (агапи) к ближнему.
Если все это верно, давайте допустим, что сердечная тишина, прводящая к обожению, действительно обладает всеми этими наилучшими благами и красотами в совокупности. Тогда именно с этим покоем мы от веры простой, то есть основанной на доверие словам, достигаем веры — сущностной (енипостатон — префикс дает значение: «глубинно пронизывающей все существо» - Высказывание о жизни).
Что это такое — сущностная или воипостасная вера? Выразительный образ такой веры представляет собой скала, которую Бог явил Моисею. Эта скала имела расселину, через которую Моисей увидел «задняя Бога» (Исх 33, 20).
Так и есть! Сущностная вера, словно через некую расселину, ясно показывает сущность вещей во всех предметах и явлениях. И через это ясное видение сущности явлений вера дает возможность уму познать Бога. Вера дает созерцать Бога, но не сущность Его (усия), которая было названа для Моисея «лицом Божиим», а то, что вокруг этого существа Божия, это афонские богоносцы называют «задняя Божия».
Тогда получается, что лишь только муж, достигший сердечной тишины, имеет возможность исполнить заповедь Духа Святого, открытую через Давида: «...приступите к Нему и просветитесь...» (Пс 33,6) и через Исайю: «прорвитесь к свету познания». Лишь только свет, открытый такому мужу, является духовным и вечным...