Выяснив насколько возможно обстоятельства жизни ближайших родных отца Павла, можно теперь более подробно проследить его жизненный путь.
Петр Васильевич окончил Духовную семинарию в Твери, затем - первый курс Императорской Петроградской Духовной Академии, будучи студентом педагогическо-исторической группы.
15 октября 1916 г. он был призван на военную службу Новоторжским уездным воинским присутствием и в начале января 1917 г. зачислен в армию в подготовительный Нижегородский учебный батальон и направлен во 2-ю Московскую школу подготовки прапорщиков пехоты.
25 февраля 1917 г. он принял присягу и 27 мая был произведен в прапорщики и назначен в 57-й пехотный запасной полков Твери, затем переведен в 289-й запасной полк в Вязьме, а 16 сентября 1917 г. переведен в 51-й пехотный запасной полк в 11 роту.
От этого времени сохранилась его фотография в форме прапорщика с его товарищами, тоже прапорщиками. Забегая вперед, можно сказать, используя данные лагерной анкеты от 28 ноября 1939 г., что Петр Васильевич был роста среднего, телосложения нормального, цвет волос - светлорусый, глаза серые, нос ровный, лоб широкий, лицо бледное, мог писать на латинском и греческом языках.
В это время в Вязьме командир полка вызвал к себе офицеров и предложил ехать на Дон, на территорию, принадлежавшую белым, чтобы воевать против большевиков. Некоторые офицеры тогда уехали из Вязьмы, не пожелав переходить на сторону советской власти. Петр Васильевич отказался куда-либо ехать, на стороне белых он против советской власти не выступал, но и за красных тоже не воевал.
Спустя 22 года на следствии одним из пунктов обвинения было упомянуто давнее недоносительство. По мнению следователя, он должен был тогда донести в полковой комитет на офицеров, собравшихся бежать на Дон.
8
В Вязьме Петр Васильевич был выбран в Совет солдатских депутатов, но вскоре был освобожден от службы как имеющий звание учителя, 9 декабря 1918 г. снова мобилизован и назначен командиром взвода в 3-й стрелковый пехотный запасной батальон 3-й стрелковой бригады, 7-й дивизии в Осташкове, потом командиром маршевой роты.
За три дня до отправки на фронт он был переведен в хозчасть полка интендантом и казначеем, получил благодарность приказом по армии за хорошую постановку отчетности в боевой обстановке. В военных действиях он не участвовал. В 1923 г. в Твери он был в школе комсостава делопроизводителем. В этом же году демобилизовался.
Еще в 1922 г. Петр Васильевич высказывал свое желание принять монашество. Об этом свидетельствует запись в дневнике девицы Татьяны Дмитриевны Кирсановой из семьи, проживавшей в Торжке и близкой Троицким:
«15 (суббота) октября 1922 г.
Во время всенощной пели «Объятия Отча...»,
может быть, еще скоро придется -
Петр Васильевич собирается в монахи...»
Петр Васильевич был близко знаком с епископом Феофилом (Богоявленским). Сохранилась фотография Владыки и молодого иеромонаха Вениамина (Троицкого), на обороте которой имеется надпись:
Милому и дорогому
брату во Христе Пете Троицкому
на молитвенную память от горячо
любящего и преданного
Епископа Феофила
1921 г. 4 сентября (ст. ст.)
Счастлив тот, кто имеет друзей,
преданных Христу и Церкви,
Господь меня этим не обидел:
имеяй уши слышати, да слышит...