Высказывания и воспоминая об Афоне, И.А. Гарднер - III часть.
Первая часть рассказывает о пути в монастырь вмч. Пантелеимона. Вторая часть описывает богослужение в монастыре. Третья часть повествует о и его достопримечательностях Русского на Афоне монастыря.
Усыпальница русского монастыря
После трапезы отец Иосиф пригласил нас осматривать монастырь.
Прежде всего он повел нас в библиотеку и показал нам древние рукописи на пергаменте. Там были древние Евангелия, писанные золотыми буквами, были Минеи, написанные мелким, трудночитаемым почерком, книги, снабженные роскошными миниатюрами. К нашему удивлению, некоторые миниатюры оказались вырезанными острой бритвой.
Это один иностранец, ученый, сделал. Доверили ему эту книгу, а он взял да вырезал бритвой миниатюры. Теперь, если кто работает тут, я всегда сам присутствую,— сказал отец Иосиф.
Из библиотеки мы отправились в больницу, которой ведает свой «доктор», иеродиакон, ученик настоящего доктора, бывшего здесь и умершего несколько лет тому назад. Отец иеродиакон, по отзывам отца Иосифа, лечит довольно хорошо.
— Но мы полагаемся больше на волю Божию,— прибавил он.— Всегда так. Коли Бог судил умереть, так на то Его воля.
Больница, соединенная с аптекой, содержится очень чисто. Она имеет свою церковь в нижнем этаже, из которой слуховые трубы, начинающиеся в алтаре и на клиросах, идут во все палаты, так что больные могут лежа в своих постелях слышать всю службу. При нас в больнице лежало несколько больных старцев.
После осмотра больницы отец Иосиф повел нас в усыпальницу — «гробницу», помещавшуюся в стороне от главного двора. Я уже упоминал об этой гробнице, когда рассказывал о нашем приходе в монастырь. Церковь усыпальницы помещается над последней.
Самая же гробница представляет собою небольшое, совершенно темное помещение, где по стенам, на полках, поставлены в неисчислимом множестве черепа. Несколько лампад да свет, падающий из открытой двери, слабо освещают это мрачное помещение.
Желтые черепа с зияющими черными отверстиями глазных орбит и носа, с оскаленными челюстями, глядящие на вошедшего со всех сторон, производят жуткое впечатление. На темени каждого черепа написано, кому он принадлежал и когда его владелец скончался.
Остальные кости — ребра, руки, ноги, позвонки, хребты — складываются все вместе в громадные, до потолка высотой, ящики, стоящие по обеим сторонам входа. Эти ящики были полны почти доверху.
Здесь постоянно читается Псалтирь.
На Афоне (и вообще на Востоке) существует обычай зарывать тело умершего в землю на три года. По прошествии этого срока останки умершего инока, после панихиды на его могиле, выкапываются, кости его перемываются вином (и, кажется, елеем) и складываются в общие ящики, а череп ставится на полку. Если тело покойного оказывается не вполне разложившимся, то это принимается как знак небогоугодной жизни покойного; его снова зарывают в землю еще на три года, и в это время продолжается ежедневное, особенно усердное моление за упокой души усопшего.
Если же оказывается, что тело разложилось, кости — желто-воскового цвета и не издают никакого запаха, то это служит знамением праведной жизни умершего. Если кости — серые и издают какой-либо запах тления, то значит, усопший не был особенно праведной жизни. Каждая же опустевшая могила занимается следующим умершим. Поэтому и кладбища на Афоне все очень небольшого размера, несмотря на большое население Святой Горы.
Посещением усыпальницы и закончился осмотр монастыря. Иконописная мастерская в это время не работала; в прежнее время она снабжала иконами всю Россию.