Всего: 33 темы Высказывания из писем о. Макария. Странноприимный дом
В письме от 29 января 1853 г. о. Макарий уже спрашивает Ивана Дионисьевича «страннооприимный дом утвердили ли и на каких основаниях?». Через полтора месяца он пишет по тому же поводу новое письмо к отцу и для убеждения его представляет новые не менее обширные доводы, ссылаясь снова на письмо к нему, писанное якобы «не чернилами, а слезами»
«Не могу, — пишет он, — сказать вам настоятельно, но прошу вас не упустите сего случая. Помнить должно: царствие Божие нудится и нуждницы восхищают...
А придет время и рад бы нудиться, да нечем. Вот вы бы подали теперь 5 или 10 коп. да ... Высказывания из писем о. Макария. Не жалейте сеять семена добродетелей
В этой заботе о пользе милостыни для спасения души своих родителей, а также из неложного сострадания к ближнему сначала нерешительно, а потом настойчиво советует родителями устроить странноприимный дом. «Если купите (т. е. дом для себя - Высказывания о жизни) и должно перейти в оный, мой совет: прежде отслужите бдение, молебен и позовите Христову братию, покормите их, а они осыпят вас благословением и молитвою.
Простите дерзостному совету, но любовь и сострадание к ближнему все превозмогут»
«Нищ и убог да восхвалить имя ваше, — пишет о. Макарий своим родителям ... Высказывания из писем о. Макария. Спешите, спешите еще сеять...
Не удивительно поэтому, что в эту пору своей монашеской жизни постоянная корреспонденция с родными была для о. Макария «истинным утешением», письма его нежно любимой матери, «упитанные материнскою любовию» были для него «бальзамом, врачующим душу и тело», наполняли глаза его слезами и трогали до глубины души»
Сознавая хорошо свой сыновний долг по отношению к своим родителям, молитвам и воспитанно которых он обязан и бытием и всем тем, чем он стал в данное время о. Макарий стал прилагать все старание, чтобы на деле осуществить свою мысль — «увлечь своих родителей в ... Высказывания из писем о. Макария. Сын может ли забыть отца и мать?
Порвать связь с миром, с которым человек расстался вчера и где так много оставлено милого приятного, — дело нелегкое даже для натур менее нежных, чем какою был о. Макарий, а поэтому нравственная внутренняя борьба была вполне естественна на первых порах его иноческой жизни.
«Вы убеждаете меня забыть мир и не скучать о его суетном состоянии, любезнейшая матушка, отвечает на совет матери о. Макарий, — на сие вам скажу: забыть его стараюсь. Если быть одной ногой здесь, а другой там, — что будет? Но без воспоминания — нельзя: еще так свежо в памяти все!
А затем, ... Молодой монах
Схимонах о. Макарий и его воспитание в обители под руководством о. Иеронима.
курсив
Краткое содержание
Отправление на родину слуги Евграфа и письмо к матери с просьбою наградить его 500 р., выдать ему весь мирской костюм и выкупить Евграфа из крепостной зависимости.
Первые послушания о. Макария и его иноческая келейная жизнь. Переписка с матерью и характеристика на основании этой переписки дум и чувств молодого схимонаха. Руководство о. Иеронима в первых опытах аскетических подвигов о. Макария. Борьба с мыслями о прошлом и старание помириться с суровою действительностью.
Изнеожете в этой борьбе и обращение к ... Известие о пострижении
Во все время совершения обряда Михаил Иванович сидел на постели в полудремоте, а когда окончился чин пострижения, то он погрузился в глубокий мирный сон, весьма заметно укрепивший его.
Пробудившись, и чувствуя себя лучше, о. Макарий стал припоминать все случившееся с ним перед сном. Вспомнив, что все прошлое уже не существует, что мир, в котором так много выстрадал, так много пережил, где он оставил милых сердцу своему, что все это от него уже теперь отделено неприступною оградою в виде великосхимнической мантии, о. Макарий содрогнулся и слезы невольно полились по его бледному, изможденному болезнью, ... Ангельский образ
После отправки приведенного письма, обстоятельства так изменились резко в жизни Михаила Ивановича, что желание его сердца исполнилось гораздо скорее, чем это он и его окружающие могли предполагать. Как новичок на св Горе, Михаил Иванович, после праздника 8 ноября, решился объехать св. Гору с целью осмотреть ее монастыри и поклониться святыням, находящимся в них.
Но не успел он осуществить свою мысль и на половину, как схватил, по неосторожности, жестокую местную лихорадку которая нередко укладывает свои жертвы, не привычные к климату св. Горы, и на вечный покой.
С трудом добрался Михаил Иванович до греческого ... Матушка, благословите!
Но мысль встать в ряды «ангелоподобных людей», высказанная о. духовнику и не встретившая по-видимому с его стороны сочувствия, не покидала Михаила Ивановича ни на минуту.
Ему хотелось, по совету духовника, заручиться согласием родителей на свое пострижение в монашество, чтобы потом можно было осуществить свое желание беспрепятственно. Однако же, на благословение своего строгого отца он лично не рассчитывал и поэтому решился действовать через свою мать Феодосыо Петровну, от которой он «ничего не скрывал» и которая в тайне «желала того же».
В письме к ней с Афона от 9 ноября 1851 г., т. е. через шесть дней ... Мы опасались постричь его....
Строгий дисциплинарный порядок, заведенный в монастыре, благолепное денно-нощное богослужение и простой образ жизни отцов произвели на душу Михаила Ивановича глубокое впечатление.
Необыкновенно симпатичный образ умного аскета духовника Иеронима показался тем давно знакомым ему образом, который он так долго и тщетно искал. Душой чистой он уже полюбил о. духовника, успел мысленно отдаться ему и не мог утаить от него своей заветной мысли, что «он не просто только поклонник и богомолец у св. мест, но человек, жаждущий идти по стопам его аскетизма»(Выделено нами высказывание о жизни)
Это признание ... Бедственное положение русской Пантелеймоновской обители, игумен Герасим
Старец игумен Герасим и его образованнейший и гуманнейший наместник иеродиакон Иларион старались всячески оказывать содействие о. Иерониму в его трудах, как ясно видели, что они действительно направлены ко благу их обедневшей обители.
Все пожертвования, приходившие из России, о. Иероним старался делить поровну, при чем, чтобы расположить греков к русским, старался даже отдавать им лучшие вещи, а для русской братии оставлял худшие, кроме тех случаев, когда пожертвования направлялись прямо в русский собор или на русскую братию.
Видя эту самоотверженную ... Письма Серафима святогорца
Заботливый о. Иероним, конечно, сознавал справедливость этих жалоб, болел душою, но удовлетворить желанию братии не было у него сил. Как во многих других случаях, так и в настоящем опытный духовник успокоил взволнованные умы, благодаря своей находчивости, рассказом о чудном видении, бывшем одному из братий, более других недовольному трапезою.
Рассказ, изложенный о. Серафимом в его письмах к друзьям, произвел глубокое впечатление на всю братию, которая, по словам святогорца, «оставила плотоугодные жалобы на трапезу, довольствуясь тем, что поставят»
Забота о духовном воспитании вверенной его попечению ... Нелегкая задача предстояла о. Иерониму
Вот в руки такого-то опытного духовника-старца, человека с сильным характером и редкою жизненною выдержкою, таланта-самородка, стоявшего целой головою выше всех его окружающих, вверило Провидение судьбы русского Пантелеймоновского монастыря, доведенного до крайнего убожества и едва не вычеркнутого из списка святогорских обителей.
Вера в лучшее будущее русского монастыря, обаяние личности духовника и глубокого старца игумена Герасима, окруженных ореолом высоких качеств ума и сердца среди тогдашних насельников св. Горы, а главное безотрадное положение русских людей среди иноков других ... Отец Иероним был человек железной воли
«О. Иероним, — пишет К. Леонтьев, — стал духовником и старцем еще немногочисленной тогда русской братии в монастыре св. Пантелеймона.
Это был не только инок высокой жизни , это был человек более чем замечательный.
Не мне признавать его святымъ — это право церкви, а не частного лица, но я назову его прямо великим: человеком с великой душою и необычайным умом. Родом из неособенно важных старооскольских купцов (Воронежской губ.? - Высказывания о жизни)[59], не получивши почти никакого образования, он чтением развил свой сильный природный ум и до способности понимать прекрасно самые отвлеченные ... Личность отца Иеронима
Какова же личность этого организатора русского Пантелеймоновского монастыря, дух и направление которого еще живы в монастыре и до наших дней, и этого могучого борца за русское дело на св. Горе?
Мы лично не были знакомы с о. Иеронимом, скончавшимся в 1885 году 14 ноября, а поэтому принуждены обрисовать его высоконравственный образ словами лиц, хорошо его знавших.
Вот какой отзыв дает о нем ученик о. Иоанникия и даже сожитель его по Ильинской келье инок Парфений, служивший при нем некоторое время за повара и за пекаря, и за чтеца и за канонарха.
«Отца же Иоанникия (Иеронима - Высказывания о жизни) ... Лучше сухари с водою, чем русские деньги
«Русские греков уважать и слушаться не стали, - описывает начавшиеся с отъездом о. Аникиты в Пантелеимоновском монастыре беспорядки инок Парфений, - но всегда стали противоречить, еще к тому же и стращать, что монастырь — наш, русский, а начальник у нас князь; мы вас выгоним. Отчего греки, вся братия смутились… и стали говорить ягумену Герасиму и старцу Венедикту, что мы с русскими жить не можем и богатства их не хотимъ; лучше сухари с водою будем есть, да одни; русские расстроили всю нашу жизнь»
[42]. То правда, что русские вели себя в монастыре нетактично, но не без вины по отношению к ... Савва и Анникита
Русский Пантелеймоновский монастырь неожиданно нашел себе заступника и покровителя в лице вселенского патриарха Калинника, всегда несочувствовавшого идиоритмам.
Он стал на сторону св. Пантелеймоновского монастыря и старался доказать Киноту св. Горы, что не тактично и неполитично уничтожать русскую обитель в то время, когда Россия своими последними войнами с Турциею приобрела решающее значение на судьбу восточных христиан.
Савва
Устройство и приведение в надлежащий порядок расстроенннх монастырских дел в Руссике было возложено святейшим патриархом на благочестивого, уже преклонных лет, но энергичного и опытного ... |