Любовь не может простираться к тому, кто не может полюбить взаимно. И о мирской суете.



О суете похвал человеческих

Кто делает добрые дела ради похвалы, тот ищет не прославления Господа, но собственной славы. Бог не запрещает нам творить добрые дела явно, но хочет, чтобы намерения наши при этом были тайными, т.е. не выставлялись на всеобщий показ. Не показывай своих добрых дел, не ищи похвалы человеческой, если не хочешь быть наказан Богом, как безумный и тщеславный. Не ищи награды за свои добрые дела в этом бренном мире, дабы затем не лишиться славы вечной. Похвала человеческая – это суета.

О тщеславии

Тщеславие есть великое зло, и самолюбие причиняет большой вред душе человека. Пусть в добрых делах твоих Бог прославляется, а не человек, ибо добрые дела есть орудием Его Благодати. Достоинство дела приписывается не орудию, но мастеру. Поэтому, если делаешь что-нибудь доброе, то должен помнить, что ты – только орудие, посредством которого Бог творит это добро. Берегись приписывать себе славу, принадлежащую Господу. Всякое дело должно восходить мыслью к единому началу, от которого и начинается. Всякое движение имеет своею причиною движение первого движимого. То же можно сказать и о Перводвижущем. Между Ним и движением всего существует неразрывная связь. Таким образом, добрые дела должны проистекать от Первой и Высочайшей Благости, т.к. всякое добро происходит от Высочайшего Добра.

О суете тех, кои хотят быть великими

Если хочешь быть великим на небе, будь малым на земле. Знал ты многих великих и сильных, о которых, однако, ныне и память пропала. Сколь многие были велики начальственною властью, суета коих исчезла как дым после их смерти, а другие пользуются их доходами? Из-за чего хочешь быть великим в сем мире? Разве никто не был прежде тебя в этом состоянии, к которому ты стремишься? Если были, то вспоминает ли о них сейчас мир? Разве не знаешь, что с ними случилось? То, что с ними случилось, будет и с тобою, ибо мир не изменил своих старых и закоснелых обычаев.


О странствовании в сем мире

Мы все странники в этом мире, и идем к небесам, где наш вечный дом. Всякий путь имеет свои трудности. Странствующему путешественнику приходится бороться с голодом, холодом, зноем, болезнями и другими трудностями, которым и мы, странствующие в этом мире, подвержены. Странник, находясь далеко от той земли, где он родился, всегда желает туда возвратиться. Так и мы, странствующие в мире сем, должны желать истинного отечества нашего небесного. Как странника радушно принимают и угощают в гостинице, а наутро выставляют счет, так и мы, пользуясь всеми благами и радостями мира, перед смертью во всем отдадим неизбежный отчет.

О суете красоты телесной

Суета есть красота. Если всякую суету не ставит ни во что, и всякая красота суетна, то и не нужно ее почитать. Среди всех мирских сует одно из главных мест занимает тщеславие, происходящее от своей красоты. Красота дарована Богом для того, чтобы при виде ее мы свой дух возводили к познанию Творца.

О суете драгоценных одежд

Если ты, нарядившись в дорогую одежду, не стремишься к чему-либо противозаконному, все равно поступаешь худо хотя бы в одном: ты тратишь одну из самых драгоценных вещей – время. Наряжаться в дорогие одежды не всегда грешно, но при этом всякий украшающийся избежать суеты все же не может. Обычно таковые люди любят, чтобы они были заметны в обществе, всем были угодны, всеми были хвалимы. При этом у них не остается времени на добродетели, и дух благоговения в них остывает.


О суете благородства происхождения

Если хочешь, суетный человек, увидеть начало гербов твоих, то открой гробницы своих предков. Поистине, неразумием есть, когда сын Адамов хочет превозноситься благородством своих предков. Предположим, твой родоначальник был человеком великим, добрым и богатым. Так будь же и ты добр, чтобы потомки твои получили от тебя начало благородства. Если же ты происхождения благородного, но малодушен, нравом порочен, то благородство крови предков твоих на тебе и заканчивается. Лучше начать собою благородство, чем положить ему конец.

О суете временных богатств

Суетно временное богатство, ибо все суетное когда-нибудь заканчивается. Суетно все то, что отлучает от такого высочайшего предмета, как Бог. Подобно тому, как все те царства и города, которые дьявол показывал Спасителю на горе искушения, были недействительными, так и все почести, богатства и слава мира сего – не есть истинное благо. Не прилагай сердца своего к вещам столь суетным и скоро приходящим, ибо мало таких, кто, проживая свою жизнь среди богатства, сердца своего ему не посвящают. Очень редко можно найти человека, который бы и богатством изобиловал, и имел сердце им не плененное.

О бессилии богатства

Истинное совершенство разумной твари заключается в том, чтобы каждую вещь ценить по ее достоинству. Ибо что такое золото, как не сор земли? Что такое серебро и драгоценные камни, как не затверделый гной земной? Что такое шелковые материи, как не сор презренных червей? Что такое меха, как не кожа мертвых зверей? Что такое города, здания и башни, как не земля? Что такое почести, как не ветер? Что есть в мире иного, кроме земли?

О нищете богатств земных

Богатства мира сего есть истинная нищета. Не позволяй, чтобы над разумом твоим возобладал предмет презренный. Не тщеславься своими драгоценностями и одеяниями, которые, хоть и кажутся твоим помраченным очам богатством, на самом деле не считаются таковым со стороны людей поистине разумных и беспристрастных. Если хочешь быть истинно богатым, то возлюби истинное богатство. А это ложное и мнимое богатство, которое ты теперь любишь, не делает человека добрым, разумным, терпеливым, кротким сердцем.


О пристрастии к земному богатству

Любовь не может простираться к тому, кто не может полюбить взаимно. Ни одна вещь не в состоянии этого сделать, поэтому ты не должен прилеплять своё сердце к предметам этого мира, которые предназначены лишь для простого и естественного потребления. Ты должен искать блаженства в Боге, любить Его от всего сердца как высочайшее Благо. Пользуйся, насколько это необходимо твоему существованию, вещами, сотворенными в этом мире, но любовь свою возноси к Богу.

О суете смеха мирского

Горе тем, кто жизнь проводит в наслаждениях, они понесут наказание. Блажен тот, кто в этом мире умер ради Христа и всегда носит с собой скорбь Его страдания перед очами своими. Блажен тот, кто в сей юдоли плачевной непрестанно плачет. Действительно, должен плакать человек, при воспоминании о небесном Сионе, природном своем отечестве, видя изгнанным себя к горьким водам вавилонским. Суетны те, кто ищет в этой жизни утех и роскошеств. Ведь куда бы ни обратил ты очи свои, везде найдешь побуждение к плачу.

О суете радости мирской

Признак суеты – это проводить жизнь в роскоши и ложных удовольствиях и желать наслаждений в этом мире. Воспитанный в рабстве грехов и суетствий, человек ни во что ставит свободу духа и вечное блаженство. Всякая мирская радость суетна. Мы ходим во тьме, и не видим тех, среди кого вращаемся. Не безумно ли торжествовать в пути этого земного странствия, не зная, угоден ли ты Богу? Безумно радоваться, рискую ежечасно быть низринутым в ад.


О суете чести мирской

Если любишь честь, будь другом Богу, ибо тот, кто угоден Богу, приобретает истинную честь. Суетно искать чести в наше время потому, что она добывается большим трудом, сохраняется усиленным иждивением и скоро заканчивается. Лишь рабам Божьим принадлежит истинная честь. Все те, кого ныне мир почитает, были друзьями Божьими. Честь, которую приобрели святые, как на небе, так и на земле, они приобрели не гоняясь за нею, а удаляясь от нее.

О суете мирского благополучия

Счастливый в нашем мире должен находиться в постоянной боязни, чтобы сохранить душевное смирение и служить Христу. Редкий человек в счастье благоразумен. Счастье представляет столько опасностей, сколько и нерадение. Несчастья же не смущается никто, разве только тот, кто раболепствует перед счастливым. Великое мужество – это сражаться со счастьем, великое счастье – не побежденным быть от счастья.

О суете мирского высокопочитания

В мирском высокопочитании спасение твое подвергается такой угрозе, что даже те, кто особенно угоден Богу, находятся в опасности. Людская благосклонность больше причиняет вреда, чем приносит пользы. Не думай, что можешь что-то приобрести от любви человеческой. Как неразбавленное вино мутит голову, так и мирское высокопочитание превозносит нас, мутя разум и душу. Осуждение и ненависть других приведут тебя к самопознанию, а благоволение людское, вошедшее в душу, похищает это самопознание.


О пользе скорбей

Скорби не только отвлекают нас от непозволительных дел, но и наводят забвение на прихоти, перед которыми мы обычно раболепствуем. Не проси же Бога избежать скорбей, но моли Его, чтобы он наградил тебя терпением перенести их. Польза скорбей и в том, что они разум просвещают. Бог для того и ниспосылает скорби, чтобы ты познал Его, чего не сможешь сделать, если проводишь свои дни в спокойствии. Бог посылает тебе скорби, чтобы ты прибегал к нему, как к некоему пристанищу.

О суетном попечении миролюбцев

Бог есть Отец не богатых, но нуждающихся. Радуйся же, если у тебя чего-нибудь нет или что-то не исполняется по твоему желанию. Не говорит Бог о том, что знает о твоей нужде в драгоценностях и роскоши, но говорит об умеренной пище, питье и одежде, ибо единственно в этом имеют нужду праведные. Бог есть Отец тех, кто бывает доволен самою простою пищею и одеждою. Возложи всю свою надежду на Бога, который даст своим сыновьям всего в изобилии, и если чего-нибудь не достанет, то этот недостаток восполнит Он утешением духовным.

О суетной и безумной мудрости земной

Мир почитает того мудрым, кто притворством своих пороков снискивает богатства и почести и, напротив, тех считает безумными, кто презирает все мирские суеты. Они как светильники горящие, а мир – это ветер, который постоянно загашает их. Люди мудрые и добродетельные стараются не показывать никому своей святости, кроме Бога, который взирает не на внешность, а на душу. Премудрость Бога совершенно противоположна мирской. Добродетельные люди не ставятся миром ни во что, но они дорого ценятся у Бога, ибо Суд Божий совершенно отличен от суждений и мнений человеческих.


О совершенстве Премудрости Христовой

Истинная мудрость есть в том, чтобы быть безумным ради Христа. Истинная премудрость, которая заключается в отвержении самого себя, считается у людей безумием. Премудрость Христова превосходит всякий сотворенный разум, поэтому мир и называет ее безумной – она превосходит всякое понятие. Признак великой Премудрости – презирать мир сей для Бога. Тот многознающий, кто умеет себя спасти. В истинном познании самого себя, каковы мы есть на самом деле, состоит высота Премудрости Христовой.

Почему наша жизнь краткая

С плачем мы рождаемся на свет, в трудах проводим жизнь, и в болезни умираем. Поскольку жизнь людская на земле есть непрестанный и непрерывный труд, Бог благоволил сократить нашу жизнь и облегчить наш труд. Милосердный Бог не хочет, чтобы мы трудились долгое время, и так как слава наша заключена на небе, то Бог желает, чтобы мы были с ним. Для нашей пользы восхотел Он, чтобы наша жизнь была краткою, дабы мы, презрев настоящую жизнь, научились любить вечное и блаженное житие будущего.

О суете тех, кто отлагает покаяние

Немедля раскаивайтесь потому, что вы ничего не знаете о смертном часе. Отлагающие покаяние подобны путешественникам, которые, отправляясь в далекое странствие, не делают запасов и вспоминают о них, когда корабль уже отошел от пристани. Находящийся при смерти уже не может сделать того, что здоровый. Ты думаешь, что всегда успеешь принести покаяние, но это суетное предположение: когда будешь объят скорбью смерти, то уже не в силах будешь сделать это.

О том, как покаяние в час смерти часто бывает бесполезным

Обращайся к Богу, когда пребываешь в совершенном здравии и благополучии, ибо сможешь ли ты приблизиться к Богу в час смертный, если всю жизнь от Него удалялся? Время сей жизни есть временем плача и покаяния, а время смерти уже не является временем приобретения вечного спасения. Ради чего отлагаешь покаяние, которого не обретешь во время смерти? Много кто плачет в час своей смерти, но делает это из-за боязни ада, ибо не раскаялся вовремя. Грядущий Суд, печаль и страх смерти – все это столь помрачит твой разум, что едва ли сможешь обратиться к Богу, если всю свою жизнь работал миру. Во время смерти, болезни и печали только с величайшей трудностью найдешь в себе силы возвысить свое сердце к Богу.


Для тех кто слушает Слово Божие, Оно не должно проходить бесследно, а нужно оказывать действие этого Слова на души свои. Поэтому оно и называется действенным.

Как Слово Божие должно оказывать влияние на слушающих?

С помощью Божию, постараемся не оставить Слово Его в душах наших бесплодным. Земные родители рождают детей из своего существа, воспитывают их, пока они не станут взрослыми и не сделаются их наследниками. Родители для того и хотят иметь детей, чтобы сделать из них своих приемников, а если же не рожают детей, то великая печаль и скорбь охватывает их. А какая же радость у родителей, когда у них появляются дети, такая сильная это радость, что они спешат поделиться её со своими родными и близкими. Господь наш Иисус Христос претерпел очень большие страдания ради нашего спасения. Как земные отцы скорбят, которые не рождают детей, так и Господь скорбит, когда если кто не хочет приять рождение, т.е. родиться от Духа Божия. Господь умер за всех и всех призвал к жизни, но жизнь состоит в рождении свыше от Бога, без чего не может жить и душа по словам Господа. Верующие в Господа и молящиеся Ему, получают такое рождение. Сильно радуются все Небесные Силы душе родившейся, от Святого Духа. Без Духа Святого ничего не можем совершить угодное Богу. Словно Живописец, Господь наш Иисус Христос пишет в нас Свой Образ. Но для того, чтобы это получилось, нам нужно не отвлекаться на посторонние вещи. Следовательно, мы должны непрестанно взирать на Господа нашего Иисуса Христа, пламенеть к Нему любовью и принимать всё, что Он нам посылает. Для того, чтобы Господь написал в нас Свой Образ и мы наследовали Царство Небесное. Душа, не имеющая запечатленного Духа Христа, словно монета без напечатанного на ней царского изображения, не может быть использована и отбрасывается в сторону. Итак, душа, не имеющая запечатленного в себе Образа Господа нашего, не угодна Ему. Душа, не имеющая Небесного Образа в себе, подобна мертвецу, который ничто не может и ни на что непотребен, его просто погребают. Итак, ищущие Царство Божие должны с Верою молить Господа, чтобы Он даровал душе Божественного Духа. Господь охраняет такие души от лукавых сил, потому что тело и душа делаются жилищами Божиими.


Все Силы Небесные и земля оплакивали человека, когда он пал. Все мы дети адамовы имеем рану, наша рана так неизлечима, что только Бог способен исцелить её. Потому Он и приходил, т.к. никто кроме Него не мог этого сделать.

Примем же Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, Который такие Великие Страдания претерпел ради каждого из нас для спасения и Жизни Вечной.

Апостол сказал же, что нужно обличать людей, которые творят беззаконие. Но обличать сказал Апостол, значит вразумлять, а не осуждать!

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© afonnews.ru 2011 - 2017, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Афон Старец СИМЕОН АФОНСКИЙ статистика