Мысли о добре и зле.Святитель Николай Сербский


Мысли о добре и зле

Безбожник сам себе палач


Святитель Николай Сербский

Когда человек поворачивается лицом к Богу, все пути его ведут к Богу. Когда человек отворачивается от Бога, все пути ведут его к погибели.

Кто полностью отрекается от Бога — и словом, и сердцем, — тот не способен в жизни сделать ничего, что бы не служило его полному разрушению, телесному и душевному.

Потому не спеши искать палача для безбожника. Безбожник нашел палача в самом себе; причем наиболее беспощадного, какого только может дать весь этот мир.


Сила духа

Недостаточны сама по себе сила воли, и сама по себе сила чувств, и сама по себе сила ума. Недостаточны они и вместе взятые без светлой цели.

Что дает бегуну быстрота ног и мощь легких, ежели все в испуге разбегаются от него и никто не желает помощи от него?

Все мощные и бурные стихии природы, когда опускается мрак ночной, вызывают у путника страх. Но когда засияет утреннее солнце, путник находит согласие с ними.

То же самое и с так называемой силой духа. Когда облечена во мрак эгоизма и тщеславия, она пугает и людей, и окружающую природу. Когда же освещена Божиим светом, тогда становится источником радости для всех и всего.

Град сильнее дождя, однако его никто на земле не любит.


Доброта дальновидна

Доброта дальновидна и видит самые удаленные причины. Злоба близорука и видит лишь самые близкие причины.

Злоба и птица видят, что дождь идет тогда, когда собирается туча. Доброта же видит, что дождь идет тогда, когда пожелает Бог.

Злоба и осел видят, что росту кукурузы способствует навоз. Доброта видит, что росту кукурузы способствует Бог.
Целое очевиднее части

Целое всегда более очевидно, нежели часть его. И это непреложно по причине значимости и целесообразности целого. Дуб заметнее, чем ветвь на нем.

Телега заметнее, чем ось в колесе телеги. Человек заметнее, чем рука человека. Природа в целом заметнее, чем какая бы то ни было реалия природы.

Бог очевиднее природы и всего в природе. Но когда человек вглядывается в желудь на дубе, желудь становится для него заметнее, чем дуб. Когда в колесо вглядывается, колесо становится заметнее телеги. Когда в руку вглядывается, рука становится заметнее человека. Когда вглядывается в любую реалию природы, эта реалия становится заметнее природы в целом. Когда всматривается в природу, природа становится заметнее, чем Бог.

Но такая заметность частей временна, тогда как заметность целостности постоянна.

Потому Бог — самая большая и самая постоянная очевидность.


Молчание

О трех предметах не спеши говорить:

о Боге, пока не укрепишь веру в Него;

о чужих грехах, пока не вспомнишь о своих;

и о грядущем дне, пока не увидишь рассвета.

Великий человек


Невозможно стать великим человеком до тех пор, пока не начнешь считать себя мертвым.

Невозможно стать великим человеком нигде, ни при каком общественном положении до тех пор, пока:

во-первых, боишься чего-то меньшего, нежели Бог;

во-вторых, любишь что-то меньшее, нежели Бог;

и в-третьих, не привыкнешь считать свою смерть чем-то бывшим, а не чем-то будущим.


Слабость

Преступление — всегда слабость. Преступник — это трус, а не герой. Потому всегда считай, что творящий тебе зло слабее тебя; и как не мстишь малому ребенку, так же не мсти и сотворившему тебе зло. Ибо он злодей не по причине силы, а по причине слабости.

Таким образом ты будешь набирать в себе силы и станешь подобен морю, которое никогда не выходит из берегов, чтобы топить всех людишек, бросающих в него камни.


Самоубийство

Самоубийство — это не сокращение страданий, а продление.

Пчела, которая перебирается из одного улья в другой, становится нежелательной для двух сторон: для улья, из которого она бежала, и для улья, к которому она прибилась.

Самоубийство — это попытка бегства из этого царства жизни. Но беглеца никакое царство не принимает радушно.

Убийство — это опосредованное покушение на жизнь, самоубийство — непосредственное покушение на жизнь. Убийство — это выражение частичного презрения к жизни, самоубийство — выражение крайнего и полного презрения к жизни. Убийство — нападение на человека как человека, самоубийство — нападение на жизнь как жизнь.

Убийство само по себе представляет также род самоубийства, поскольку жизнь твоя и твоего соседа — это одна жизнь. Но убийством ты намереваешься убить часть жизни, которая может защищаться от тебя, тогда как самоубийством ты намереваешься убить часть жизни, которая от тебя не может защититься. Да, жизнь в твоем соседе может защититься от тебя, а жизнь в тебе совершенно беззащитна от тебя. А убийство того, кто беззащитен, влечет за собой кару и мучения во всех царствах жизни.


Привязанность к земле

Чем дольше мать держит ребенка в колыбели, тем позднее ребенок начнет ходить.

Чем дольше мать кормит ребенка грудью, тем позднее ребенок привыкнет к более грубой пище.

И человек, которого земля долго держит в своих объятиях, поздно направляется в сторону неба. И тот, кого земля долго кормит своими подслащенными соками, поздно приходит к духовной пище.


Нематериальные миры

Открой свою душу для миров нематериальных.

Один из этих миров теснится около тебя, ожидая твоей помощи. Другой из этих миров предлагает тебе свою помощь. Не отвергай ни один мир, ни другой.

Не отвергай ни тот мир, ни другой, ибо ты не сегодня, так завтра будешь в одном из них. Не отвергай ни тот, ни другой, чтобы удостоиться быть жителем лучшего мира.

Комментарии

Всего: 7 комментариев
#1 | Лидия Еве. »» | 17.04.2012 11:42

Святитель Николай Сербский

Мысли о добре и зле

Страх смерти

Не всегда и не всюду страх смерти одинаков, как не одинаково и мужество умирающего.

Тяжелее всего человеку умирать среди веселящейся толпы, когда она радуется его смерти. Тогда проявляется наибольшее мужество или наибольший страх.

В таких условиях, перед развлекающейся публикой в римских амфитеатрах, умирали христианские мученики.

А также особенно тяжело человеку умирать, когда ему кажется, что он умирает, оставляя весь мир нетронутым. И когда ещё при этом друзья плачут по нем! Человек тогда чувствует страх смерти, смешанный со стыдом. Оттого мужество Сократа в подобном случае осталось так прочно запечатлено историей.

Намного легче умирать человеку в поединке — тяжелее в поединке со зверем, чем с человеком, — когда посылает удар и принимает удар. И тогда страх большой, однако меньше, чем в первых двух случаях; и тогда требуется мужество посмотреть смерти в глаза, но все же не такое.

А меньше всего страх смерти в больших битвах, когда человек бежит навстречу смерти по телам мертвых. И меньше всего настоящих героев в больших битвах, когда умирающих множество.


Одним словом, смерть несравнимо страшнее, когда она своими когтями срывает на ниве жизни колос за колосом, по одному, чем когда косой косит подряд.

Если хочешь умереть как герои в первых двух случаях, тогда тебе следует сказать: будь мужественным, твоя отсеченная голова не может оказаться ни ближе, ни дальше, чем у ног Божиих.

Если же боишься умирать в одиночестве, тогда тебе можно сказать: будь мужественным, ведь ежедневно идет большая битва во Вселенной, и ты умираешь с половиной Вселенной. И как ты вдыхаешь и выдыхаешь воздух, так Вселенная непрерывно вдыхает и выдыхает жизнь.

Жизнь после смерти

Как переживает человек свои состриженные волосы или обрезанные ногти, или ампутированные руку или ногу, так переживет он и все тело свое.

И как белое облако отличается от заледеневшей воды и раскаленное железо от холодного железа, так человек в мире бессмертия отличается от себя самого в мире смертном.
Когда будем счастливы?

Счастьем наградит Бог верных Своих (то есть подобных Себе), причем не счастьем животного, а счастьем Бога.

Бог не опоздает с наградой, но и не поспешит.

Ожидает ли крестьянин урожая от пшеницы сразу, как только посеет её? И наездник на бегах ожидает ли приз на середине дистанции? И мореплаватель ожидает ли увидеть порт посреди океана? И хозяин нивы платит ли работающим на ниве во время работы?

Почему тогда ты ожидаешь награду на середине дистанции, посреди океана, во время работы?

В эту жизнь ты послан не для того, чтобы иметь счастье, а чтобы его заслужить.
Различия в понимании

Чем беднее особенностями та или иная вещь, тем меньше различий в представлениях людей о ней. Чем богаче особенностями та или иная вещь, тем больше различий в представлениях людей о ней.


А поскольку Бог несравнимо больше и особенностями богаче всех вещей на небе и на земле, то о Нем у людей множество самых разных представлений.

Легко всем людям на земле иметь одинаковое представление о камне или о купоросе, но нелегко всем иметь одинаковое представление о Боге.

Помимо неисчерпаемого богатства духовных благ и особенностей силы, славы и величия Бога, различия в представлениях людей о Нем зависят от по-разному сложившихся и по-разному выражающихся душевных способностей каждого человека, равно как и каждой расы человеческой.


Но слепота по отношению к живому и преславному существу Бога возникает не из-за способностей, а из-за неспособности.
Философские партии

Философия имеет свои партии и своих партийцев так же, как политика.

Но достойные партийцы обеих категорий, чувствуя стесненность в своей партии, ищут более широких горизонтов.

Материалист и спиритуалист могут быть сравнены с двумя микробами в человеческом теле, занявшимися исследованием большого организма, в котором они живут. Если бы они прошли по всем органам человека, все по порядку осмотрели, как могли, и тогда бы изложили результаты своего обследования.

— Сейчас мы знаем все, — сказал бы микроб-материалист.

— Сейчас мы не знаем ничего, — сказал бы микроб-спиритуалист.

— Как это не знаем ничего? — удивился бы первый. — Знаем, что это — беспредельное тело со многими различными органами и функциями. Органы развиваются от меньшего объема к большему, и все развиваются в определенном соответствии, а также во взаимной зависимости, каждый из них связан с другим, смежным. И действуют здесь известные законы: развития и среды. Одни частицы органов отмирают, другие рождаются вместо них, и вся машина действует непрерывно — от вечности до вечности, неся все образцы и все цели в себе самой.

Такие бы суждения изложил микроб-материалист. А микроб-спиритуалист покачал бы головой и сказал:

— Так это лишь представляется твоим и моим глазам. И только таким, пожалуй, может быть результат всей нашей суеты с обследованием этого тела. Но я чувствую, что вне всех этих органов существует ещё мир, невидимый для наших глаз, недоступный для всех наших чувств. Этот мир — царство сил, которые выше, светлее, масштабнее и долговечнее тех, что мы познали. И все эти силы сконцентрированы вокруг одной главной силы. В этом высшем мире находятся образцы и цели мира органов, мира, в котором мы с тобой живем, не зная, как и зачем. Этот наш нижний мир — всего лишь бледное предзнаменование мира высшего, его отражение, его след.

Представьте себе, каким было бы удивление обоих микробов — конечно же, особенно микроба-материалиста, — если бы они могли войти в царство души человека, взойти на небо сознания человека!

Драгоценный камень

Пришел один монах из пустыни к людям и принес с собой сверток. Точнее — бриллиант, завернутый в увядший лист смоковницы.


Монах держал сверток в руке и дрожащим своим голосом говорил о найденном бриллианте, который был завернут в увядший лист смоковницы:

— Когда одну из граней этого бриллианта обратить к тварям и вещам земным, то все твари и вещи земные засияют красотой, которая превосходит все желания и мечты.

— Покажи это нам! — закричали люди.

Но монах как будто не слышал этого и продолжал:

— Когда другую грань обратить к могилам, то могилы откроются и мертвых можно видеть, как живых.

— Покажи это нам! — ещё громче закричали люди.

Но монах как будто не слышал этого и продолжал:

— Когда третью грань обратить к духовному миру, то засияет такой свет, что и солнце, и звезды, и все вещи внизу и вверху исчезнут, как в затмении, от этого света.

— Да покажи это нам! — громко и гневно закричали люди. А монах сказал:

— Не могу вам показать. Потому что не могу вынуть бриллиант из этого увядшего листа смоковницы, пока увядший лист не порвется.

Люди начали хохотать и кричать:

— Так ведь лист же увядший! Но даже если был бы и не увядший, то чего он стоит по сравнению с драгоценностью, которая в него завернута.

Но монах был серьезным, а голос его был дрожащим. И монах ответил:

— Вы говорите, что этот увядший лист смоковницы не стоит ничего, а я говорю вам, что он стоит по крайней мере столько же, сколько ваше тело по сравнению с драгоценным камнем, который завернут в лист.


И вдруг монах, разорвав тот увядший лист смоковницы, показал драгоценный камень.

И все уста замолкли надолго. И все глаза увидели его. И все поверили, что рассказ монаха был правдой, потому что был он — наслаждением.

А когда люди расходились, каждый чувствовал, что несет в себе тот чудесный драгоценный камень, который монах носил в пустыне. И все радовались.

Герой добродетели


Не правда ли, часы — удивительная вещь, и нельзя не восхищаться тем, кто первый их изобрел?

Но представь себе, что у тебя спросили: кого бы ты больше хотел увидеть — изобретателя первых часов или Мать Юговичей (героиня сербского эпоса; собирательный образ матери)? Разве ты бы хоть мгновение колебался с ответом?

Радий — весьма необычный элемент, необычайно полезный как для научных исследований, так и для практического использования в жизни. Но кого бы ты больше хотел увидеть — открывателя радия или Жанну Д’Арк?


Один твой соотечественник является величайшим электротехником мира. Второй твой соотечественник — диакон Аввакум, который шел на смерть с веревкой на шее и пел: «Серб — Христов, радуется смерти!» Так вот, кого бы ты больше хотел видеть из этих своих соотечественников?

Да что тут спрашивать. Все неразвращенные люди мира, в ком ещё совесть жива, были бы единодушны в выборе.

Научное открытие ценится так же, как ценится всякое мастерство и как всякое приобретение. А вот герой добродетели предстает как окно в звездных высях, через которое можно видеть вечность.

Он выше любой цены. Сначала он людей приводит в замешательство, потом радует, а в конце концов — просвещает и вдохновляет.

Ученый подобен опытному охотнику, который обнаруживает след и не упускает добычи. Так он открывает новое явление или новый закон.

Не то — герой добродетели! Что общего у него с явлениями и законами природы?

Перевод с сербского Светланы Луганской

0
#2 | Александр »» | 17.04.2012 12:49
Красота спасет мир... Спасибо, за добрую сказку!
1
#3 | Лидия Еве. »» | 18.04.2012 12:38 | ответ на: #310 ( Александр ) »»
Истина, любовь, красота, святость,доброта царят на этом портале!
Здесь как в красивой сказке пребываешь, душа отдыхает!
Слава Богу!
0
#4 | Юра »» | 14.07.2012 06:17 | ответ на: #310 ( Александр ) »»
1
#5 | Юра »» | 17.07.2012 19:16
1
#6 | Юра »» | 17.07.2012 19:16
1
#7 | Юра »» | 07.08.2012 17:04
Беседа о десятой части Символа Веры


Беседа об 11-й и двенадцатой частях Символа веры

1
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© afonnews.ru 2011 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Афон Старец СИМЕОН АФОНСКИЙ статистика

Warning: fopen(/vhome/www.afonnews.ru/exec/logs/2024_03/site-script-time-and-memory-2024_03_28.log) [function.fopen]: failed to open stream: Permission denied in /vhome/www.afonnews.ru/exec/functions/base-functions.inc on line 361