Очерк жизни Макария Сушкина:
Дети а Страстную седмицу и Пасху
«Затем следовали обычные дни. По какому-то обычаю матушка отгавливала в следующую неделю. Нам только дозволялось приходить в среду и пяток к литургии преждеосвященных.
Так как к нам не мало ходило монахов и монахинь и носили просфоры, которые все собирались к посту, (то теперь - Высказывание о жизни ) и съедались большом количестве, облитые горячей водой, но никак не чаем.
Белого хлеба к утреннему чаю, икры и рыбы не давалось во весь пост, кроме субботы Лазаревой, когда давалась икра, и в день Благовещения и вербное воскресенье — рыба. Постом хранилась особенно пятница Благовещенская, когда и вечером не давалось хлеба…»
«Страстная седмица проводилась так: если кто-нибудь говел из нас, то должен был являться к литургии преждеосвященных, а кто не говел, то довольствовался утренней затем ходили в школу. В среду отпускались с разными наставлениями от учителя, который говел всегда на страстной седмице.
Остальные дни: четверток, пятницу и субботу мы ходили ко всем службам неопустительно. Всю неделю мы кушали без масла, а в пятницу — один раз после выноса плащаницы, также и в субботу после литургии. Хотя и бывала тогда ранняя литургия в субботу, но после нее не позволялось кушать.
Пришедши от литургии и, напившись чаю, мы преспокойно отправлялись с отцом в противолежащую лавку для покупки десерта. Кто был взят в эту лавку для того составляло верх блаженства, ибо можно было хоть потихоньку полакомиться. Пришедши из лавки и, напившись чаю, все погружались в глубокий сон, кроме меня.
Я убегал в церковь не Деяния читать, но посмотреть, немножко помолиться и расставить свечи, которые мне поручались. Сим поручением я очень интересовался. Окончивши поручение, я приходил домой. У нас уже начинали подыматься к заутрени».
«Одевшись во все новенькое, мы уходили к утрени с отцом, где, пользуясь многолюдством, мы убегали в алтарь и там в числе самых знаменитых прихожан рисовались впереди.
Мое удовольствие было похристосоваться прежде домашних с священнослужителями и видеть всю церемонию: как начиналась утреня, как совершалось каждение и т. п. Но окончании утрени, мы оставались на раннюю литургию. Все это оканчивалось к трем часам утра.
Обычно в то время в Петербурге начиналась утреня к 12 часам, что возвещалось 101 выстрелом в Петропавловской крепости, чего мы ждали с нетерпением, также, как и окончания литургии. И что за неописанный восторг был за этой утренней! Едва ли он повторялся когда-нибудь в возрасте. Это было лет до 15.
Пришедши от литургии мы христосывались со всеми и разговлялись. К этому (времени - Высказывании о жизни ) были приготовлены и артос, и крещенская св. вода, потом антидор и просфоры и затем разговлялись. При этом давалось наставление всегда есть, как можно меньше, но мы все в конце пасхи всегда делались нездоровы.
Пасху проводили почти всегда дома, никуда не выезжали, разве куда нибудь отправлялись в прогулку, а иногда в тихомолку и к качелям на Адмиралтейскую площадь. Всю пасху мы ходили по всем службам, которые отправлялись весьма скоро. А что нас занимало, то это — крестный ход кругом церкви каждый день с артосом после литургии, а в субботу — после утрени.
Тогда уже ранней литургии не бывало, но поздняя, по случаю раздачи артоса, который мы считали за непременное получить, хотя нам присылали его (т. е. на дом - - Высказывания о жизни ). С первых дней здешней жизни отец мой, которому делалось много визитов, и сам ездил, но мы ограничивались одним учителем».
Очерк жизни и деятельности игумена священно-архимандрита Макария Сушкина - ред и доп. портал Высказывания о жизни
(Житие этого афонского старца публикуется впервые)