Очерк жизни и деятельности игумена священно-архимандрита Макария (Сушкина)
Архим. Макарий (Сушкин) – один из легендарных деятелей Русского Афона в XIX в. В середине XIX века число русских монахов на Афоне превосходило численность греков, а у русских все еще не было своего монастыря. Историческая ситуация требовала сильную личность, обладающую авторитетом как среди русских – так и среди греков, для того, чтобы духовно остановить противодействие «еллинистов» (Деян.6:1), ставящих национальное выше христианского.
И вот, греческий Пантелеимонов монастырь в середине XIX века становится первой на Афоне русской обителью, и русское монашество получает официальный статус на Святой Горе. В 1875 году игуменом монастыря был избран русский монах. Этот жребий достался священно-архимандриту Макарию (Сушкиину).
Эти материалы рассказывают о русских старцах на Афоне и приоткрывают завесу тайны над русской культурой на Святой Горе в середине XIX века.
Автор не мог использовать материалы из архивов Афона, поэтому мы, конечно, частично исправили и дополнили эти материалы - как в богословском плане, так и в историческом. Ред. и дополненно - Афон Новости
(Публикуется впервые)
Неоднократное путешествие на св. Афонскую гору, долговременное пребывание там, жизнь среди своих соотечественников монахов, как в обителях св. Горы, так и на их гостеприимных подворьях в Одессе и Константинополе — все это весьма тесно сблизило нас с насельниками св. Горы, дало возможность нам основательно познакомиться не только с отдельными выдающимися представителями их в данное время, но насколько это было возможно для нас, и изучить характер, быт и состояние со-временного русского афонского монашества вообще.
Плодом этих наблюдений является предлагаемый читателям историко-биографический очерк жизни и деятельности приснопамятного старца игумена русского Пантелеймоновского монастыря на Афоне о. Макария (Сушкина), неожиданно скончавшегося 19 июня 1889 года.
Светлая личность покойного старца Макария, пользовавшаяся большою известностью и глубоким уважением не только на св. Горе афонской и в пределах своего отечества по самым отдаленным его окраинам, но и за пределами их, в странах иноверных, уже по этому самому заслуживает со стороны русских людей, которых он горячо любил и для которых он в своей жизни жертвовал всем, что ему было дорого, — особенного к себе внимания и признательности, слабым выражением которых имеет быть настоящий очерк его высоко-подвижнической и истинно-патриотической деятельности.
Но личность о. Макария дорога нам и потому еще, что она является живым олицетворением высокого идеала афонского иночества...
Но так как личность покойного игумена русского Пантелеймоновского монастыря на Афоне, наделенная от природы богатыми сокровищами ума и сердца, слегка лишь раскрытыми религиозным воспитанием своей матери, создалась и всецело образовалась на афонской почве, под сильным влиянием гениальной личности не менее известного в летописи русского афонского монашества покойного духовника того же монастыря о. Иеронима, то отсюда явилась настоятельная необходимость дать место характеристик и этой замечательной личности.
Призванный в русский Пантелеймоновский монастырь покойным игуменом греком Герасимом и греческою братией в 1840 году со скромным званием «духовника» русских иноков этого монастыря, о. Иероним так искусно повел свое дело, что в короткое время устроил крайне расстроенные монастырские финансовые дела; привлек в монастырь много русских иноков и дал им все необходимые средства к прочному их существованию в этой обители на Св. Горе.
Мудрый духовник достиг этого не столько тем, что он обеспечил материально своих соотечественников, но более всего тем, что он воспитал для них беззаветно преданного делу и себе самому вождя-игумена и подготовил ему нужных деятелей, сотрудников, с которыми можно было отстоять для себя право существования на св. Афонской горе и принести своему отечеству ту посильную пользу, какую оно вправе ожидать от афонских иноков, живущих трудовыми грошами его сынов.
Настоящий наш очерк жизни и деятельности о. Макария был бы поэтому не полон и односторонен, если бы мы не отвели в нем видного места характеристик покойного духовника о. Иеронима, первого организатора русского монашества на Афоне, его главного руководителя и, если не первого деятеля, то, во всяком случае, инициатора всякого важного дела, касающегося этой общины.
Вся деятельность о. Макария, за исключением последних четырех лет, прошла под сильным влиянием о. Иеронима, который был советником и руководителем покойного игумена. Деятельность эта так сливается с деятельностию о. Иеронима, что трудно указать, что принадлежит одному и где начинается деятельность другого. Эти две великие личности афонского иночества, совершенно не сходные по характеру, в жизни и деятельности были так единодушны и согласны, как бы у них была «одна душа и одно сердце».
Кроме этой характеристики, для понимания нашего рассказа о судьбе русского иночества на Афоне в истекающем столетии, мы считаем необходимым дать хотя и краткие, но живые очерки главных деятелей и сотрудников о. Макария. Будучи важными деятелями в судьбе русской иноческой общины Пантелеймоновского монастыря на Афоне, эти сотрудники и споспешники о. Макария являются в то же время живыми выразителями то этой, то иной стороны высокого идеала афонского иночества, причем эти стороны раскрываются в них с большею подробностью и рельефностью, чем в лице одного человека, хотя бы это была и такая выдающаяся личность, как покойный о. Макарий. В этих конкретных образах, как мы полагаем, высокий идеал афонского иночества напечатлеется глубже, цельнее и живее в представлении наших читателей.
Так как жизнь великих подвижников старцев о. Макария и о. Иеронима с их главнейшими сотрудниками была посвящена всецело и беззаветно на служение русской общине в Пантелеймоновском монастыре на Афоне, ее водворению в монастыре, внутренней организации, ограждению от нападок и козней ее недоброжелателей, приобретению его прочного положения на Афоне и в пределах своего отечества, процветанию в ней истинного монашеского духа и братской любви, как по отношению к своим соотечественникам и единоплеменникам, так и по отношению к иноплеменникам единоверцам и т. д., то посему настоящий биографнческий очерк жизни и деятельности о. Макария является вместсе тем и историческим очерком образования, развития и жизни этой самой общины за весь период с 1840 года по день кончины этого игумена.
Потребность в таком цельном и правдивом очерке кажется нам тем более настоятельной, что в нашей русской литературе, сравнительно довольно богатой солидными в научном отношении дневниками и путешествиями по Афону (напр., Плаки-Григорьевича-Барскаго, преосвя-щенного Порфирия Успенского, архимандрита Антонина и др. - Высказывание о жизни), доселе не имеется подобного очерка и для большинства русских людей Афон и судьба на нем соотечественников иноков остаются еще и доселе terra incognita...
Очерк жизни и деятельности игумена священно-архимандрита Макария Сушкина - ред и доп. портал Высказывания о жизни
(Житие этого афонского старца публикуется впервые)