На пути в Киев, который был первым главным пунктом остановки в его паломнической поездке, он не приминул заехать в Коренную Пустынь, чтобы помолиться Царице Небесной. В Киев Михаил Иванович прибыль 12 числа августа и остановился в лаврской гостинице, где, однако, по случаю предстоящего праздника, было такое большое стечение народа, что ему едва удалось найти комнату для приюта.
Здесь же он встретился с 16 молодыми паломниками из Старого Оскола, несколькими днями раньше его прибывшими в Киев. Комнату для временного помещения нашел Михаилу Ивановичу екклисиарх Мелетий Антимонов.
Все церемониальные службы под праздник Успения в дневнике описываются обстоятельно и произвели на молодого паломника глубокое впечатление, но особенно умилительными показались ему два момента.
«При церковной церемонии, многочисленности народа, ничего нет умилительнее, пишет он о первом из них, когда начинается 17 кафизма. Будто (бы) Сама Царица небес снисходить с неба присутствовать с нами грешными: тихо, тихо опускают св. икону и останавливается на средине царских врат».
«Митрополита среди темноты провождали со свещами, говорится там же о другом моменте. Как умилительно в глухую полночь митрополит, при освящении свещь, шествует в свой покой после семичасового бдения!». (пишет сам о. Макарий - Высказывание о жизни)
Прожил Михаил Иванович в Киеве до 24 числа августа, и за это время он успел сделать все, что необходимо было для благочестивого паломника: осмотрел все киевския святыни и помолился им, два раза приобщался Св. Таин, при чем однажды «мерзкий и грешный он сподобился принять Их от рук митрополита Филарета, от которого потом получил и благословение на дорогу, исповедывался в Голосеве у схимонаха Парфения «человека решительно живущего за гробом», который говорил Михаилу Ивановичу на прощание, что он «не останется на Афоне
и вернется назад домой», и виделся с наместником лавры архимандритом Лаврентием, «ангелоподобным человеком», который благословил его образом Споручницы, дал несколько практических наставлений и снабдил его рекомендательным письмом в Иерусалим к иеромонаху Феофану...
1 сентября Михаил Иванович прибыл в Одессу, чтобы выхлопотать здесь заграничный паспорт и отсюда на пароходе ехать в Палестину. Но сверх ожидания ему пришлось прожить в этом городе гораздо дольше, чем он предполагал.
Так как, по принятому правилу, в ту пору заграничный паспорт выхлопатывался для каждого отдельно из Петербурга, то сначала ушло много времени на эти хлопоты, а после оказалось, что спутнику Михаила Ивановича Евграфу на разрешение на выезд не последовало, потому что в списке желающих выехать заграницу имя его было пропущено. В виду сего Михаил Иванович с частной квартиры переехал на общую и устроился вместе с прочими 15 спутниками старооскольцами, направлявшимисяна Афон
После осмотра некоторых достопримечательностей города, как то: кафедрального собора, важнейших церквей и монастырей, а также «Панорамы и Музеума, где хранятся древности», странноприимного дома], больницы от комитета нищих, кладбищ и т. п., молодые паломники начали вести образ жизни скромный и приличный тому званию, которое приняли они на себя добровольно.
В воскресенье, среду и пятницу они неопустительно ходили ко всем церковным службам, а в остальные дни утром и вечером вычитывали обычные молитвы, по кафизме из Псалтыря и по одному или по два акафиста.
Весьма нередко путники накладывали на себя добровольный пост и приобщались св. Таин. Совесть и помыслы каждого не составляли тайны для прочих, так как «клятвенно решились друг другу все открывать». Проступки против благоповедения наказывались поклонами.
Очерк жизни и деятельности игумена священно-архимандрита Макария Сушкина - ред и доп. портал Высказывания о жизни
(Житие этого афонского старца публикуется впервые)
1 сентября Михаил Иванович прибыл в Одессу, чтобы выхлопотать здесь заграничный паспорт и отсюда на пароходе ехать в Палестину. Наверняка М.И. неоднократно бывал в Свято-Пантелеимоновском подворье, там жили паломники перед своим отьездом в Палестину. Сейчас это Св.Пантелеимоновский мужской монастырь, прихожанином которого я и являюсь.