Каллист Ангеликуд Искусство духовной брани
О том, какого внимания требует бесовская злоба - 1 часть
(Монах Макарий Касокаливит Перевод с древнегреческого. Высказывания о жизни. Кавсокаливия. 2011)
Брат, ты должен хорошенько уразуметь, как невероятно злокознен, изворотлив и лукав сатана, враждующий против нас. Он неослабно противостоит любому нашему добру, и изощренно пытается окутать наши помыслы злобой и мраком.
А если ему это удается, тогда он совершенно отвращает нас от Бога - Увы нам! По сжигающей его зависти он выталкивает нас из Рая, то есть от чистоты и подлинного наслаждения, и отбрасывает подальше. О! Да не будет этого, нет-нет!
Так вот, воин в духовной брани прежде всего должен все это хорошенько уразуметь. И тогда пусть воин, внимая к помыслам, рассудительно и непрестанно, в поединке опрокинет этого злодея через непрестанное повторение святого имени Господа Иисуса Христа нашего: сердечную, умную и словесную молитву. Пусть воин отвоюет себя и свою душу, как сосуд Божий, и заставит губителя отступить!
Ибо существует великая тайна! Сатана страшно боится молитвы. От молитвы, совершаемой правильно, с чистой совестью, трезвеннно и внимательно, Сатана как энергией молнии ударяемый дрожит и обжигается ей как огнем!
Воин! Помни в духовной брани мудрые слова Моисея, который бросился в битву за Святую Землю, что он сказал?
«Внемли себе!» (Втор. 15:9)
Никогда не считай, что у тебя нет врага!
Ибо он есть у тебя и притом -
бесплотный (ноэтос - мысленныйВысказывания о жизни),
Невидимый,
Неусыпный в злодействе,
Весьма изощренный,
Переполненный завистью и хитростью!
Поэтому я еще раз говорю: «Внемли себе!»
Трезвись, храни помыслы, бодрствуй и молись!
Зверь сей диавол мрачен многолик и безжалостен. Он разрывается против нас от гнева. Он всегда и во всем ищет нашей погибели: во сне - и наяву, в постах - и разговении, в пище - и питии, в одежде - и обуви, в беседе - и в молчании...
В бедности он раскрывается, а в богатстве действует скрыто, борется против поста - и против еды. Он стремится в покое нас возмутить - и речь нашу осквернить злым словом. Если ты возвысишься в созерцании, он тебя попробует ввести в заблуждение и запутать, а если ты смиришься в унижении, то он тебя попытается растоптать до конца.
И кем он ради своего зла не становится - и что он только не придумывает!
Он нападает на нас через нашу же энергию, устремленность - и на живущих в безмолвии, в затворенной келии. А если он не сможет воздействовать через внешнее, тогда он в любое наше правое действие незаметно подливает свой ядовитый мрак. Поистине, он является изощренным и неутомимым врагом.