Каллист Ангеликуд Катафигиот Меленикиот Каллист Ангеликуд Искусство мысленной борьбы (Монах Макарий Касокаливит Перевод с древнегреческого. Афон Духовная культура. Кавсокаливия. 2011)
Каллист Ангеликуд Что такое «каждодневная смерть» воина?
Здесь уже трудно передавать смысл терминов без пояснений. У Каллиста есть некоторые особености в использовании, так называемых, технических терминов эпохи паламизма. Осияние, в греческом — эллампсис, за счет префикса в данном случае выражает глубинное вхождение в Божественную Жизнь.
Мысль Каллиста проста. Божественная жизнь является человеку и дает почувствовать мир — совершенно особенный. Но это откровение ничего не значит, потому что это лишь начало долгого процесса вхождения в Эту Жизнь, погружения в нее все глубже и глубже. Это и передает термин — эллампсис.
По сути, что именно означает термин «эллампсис» даже у свт. Григория Паламы, — никто не знает. Поэтому его принято переводить калькой с греческого: осияние, воссияние, явление, освящение и т.д. Так обычно всегда делают в подобных случаях. Смысл текста теряется, но никакой ошибки мы не совершаем. Поэтому в переводах принято считать, что у понятия «эллампсис» вообще нет никакого смысла. Такой подход вполне объясним и имеет право на существование.
Тем не менее, в данном случае, когда термин «эллампсис» становится ключевым понятием трактата, использованием кальки с греческого термин не заменишь. (Высказывание о жизни)
А как ты думаешь, к кому относится выражение апостола Павла «каждодневная смерть»?
Поверь мне, это относится ни к кому иному, как только лишь к тому, кто каждый день отвергает то знание, которое имеет, и устремляется к новому, превосходящему прежнее!
Я говорю о таком человеке, который каждый день находит новую возможность отвергнуться себя. Он каждый раз внимательно и с рассуждением встречает перемены в себе самом и в мире. Только такой воин каждый день духовно обновляется и восстает из праха...
И действительно, совершенно справедливо ублажаются Давидом те, кто без труда и не теряя мира обретают власть над «вавилонскими младенцами», так в среде исихастов называют вражескую разведку — проверяющие нас прилоги помыслов. Воин губит этих «младенцев», отбивая и разбивая их о камень, то есть о веру в Бога.
Такой борец «полагает в сердце» новое и новое восхождение в познании Божественной Жизни (глубинного осияния — эллампсис -Высказывание о жизни) и возрастает от силы в силу, конечно, я имею в виду силу проникновения в Жизнь в Боге.
То же самое я бы сказал и о мире Христовом, то есть христообразном — от Христа берущим образ (христоейди), «без которого никто не узрит Господа», как уверяет апостол Павел (Евр 12, 14).
С некоторой неточностью можно сказать, что эта мирность Христова приходит сначала, а за ней уже следует освящение. Поэтому воины, достигшие мира, или уже приняли в себя освящение — или принимают, что более вероятно.
Причем, умиротворение принимается через хранение молчания и осечение всех тревог. А освящение, или вхождение в Новую Жизнь, воин достигает через отбегание умом от мира, обуздание чувств, потом воин должен быть достаточно подготовленным, натренировать внмание к помыслам и умение противостоять им, и конечно, прибавь к этому беззаботное (америмно - изгнав из ума заботу Высказывание о жизни) усердие к молитве, чтению и различным телесным и духовным упражнениям, угодным Богу.
И здесь есть еще одна тайна, о которой я тебе скажу лишь в двух словах...