Петр Севастианов Основние Афонской фотографической школы
Основателем Афонской
фотографической школы справедливо считается Петр Севастианов.
Севастианов сумел сделать почти невероятное количество снимков и привезти с Афона более двух тысяч (!) фотографий, частично экспонированных в Академии художеств в Петербурге и в 1862 году в Румянцевском музее в Москве. Успех выставки был ошеломляющим и вызвал поток высочайших оценок в периодической печати.
В феврале 1858 года, руководствуясь материалами своей первой экспедиции на Афон, П. И. Петр Севастианов сделал доклад «О светописи в отношении к археологии» в Академии. Акцент в этой работе был сделан на фотографиях с рукописей, украшенных миниатюрами.
Насколько верным оказалось выбранное П. И. Севастьяновым главное направление его фотографической деятельности, показало время: многие рукописи, заснятые им в афонских монастырях, позже исчезали от пожаров, периодически настигавших святогорские обители, или по неизвестным нам обстоятельствам.
И 1845 году, когда Свято-Пантелеимоновский монастырь посетил великий князь Константин Николаевич: техническая мысль пока только осваивала даггеротип до настоящей «светописи» оставалось не менее десяти лет. Но уже году мы имеем документальные данные о вполне обустроенном фототпическом павильоне в Руссике, где несли послушание два наученных фототипчеекому новшеству человека: монастырские фотографы Леонтий и
Геннадий.
При посещении монастыря великим князем Алексеем Александровичем 12 июня 1867 года они фотографировали его дважды и незамедлительно
Сделали два портрета: один «в форме визитной карточки», а другой в группе них об свиты с иеросхимонахом о. Иеронимом и о. Макарием.
«Вскоре были принесены для показания его высочеству оба фотографические портрета, из которых один (в форме карточки) вышел весьма удачно, и в то же время под¬несены его высочеству фотографические виды обители...», -
О фотографии князя пишет составитель статьи о посещении Свято-Пантелеимоновского монастыря великим князем. Фотография размещалась тогда в особо построенном здании за северо-западным отрезком монастырской стены и позже, около 1888 года, перенесенная в новое помещение, как об этом свидетельствует «Видение фотографа», включенное в большой рукописный сборник рассказов из жизни монастыря.
Ровно через десять лет после первой научной экспедиции П.И. Севастьянова на Афон уже, следовательно, исправно несла свою службу фотографическая мастерская Свято-Пантелеимоновского монастыря.