Мы публикуем вторую часть записок инока Парфения. Инок Парфений (Агеев) в 1839-54 гг. жил на Афоне и написал «Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Св. Земле…», - это произведение признано лучшим описанием Афона, а сам автор назван "афонским Гоголем". А. В Дружинин писал об этой книге, как о «великой поэтической фантасмагории, переданной оригинальнейшим художником на оригинальном языке... Мы не видели еще такого высокого таланта со времен Гоголя».
Уже с первых строк вы убедитесь, что Ф.М. Достоевский всегда возил с собой и любил эти записи не просто так, есть в них нечто необыкновенное, а Дружинин не зря считал это произведение «фантасмагорией». - портал Святая Гора Афон
Тогда мы восплакали, пали на землю, и поклонились Святой Горе, глаголюще:
«Покланяемся тебе, святоименитая Гора Афонская, Богородичен Святый доме! Покланяемся и твоей игумений и назирательнице Пресвятой Владычице, Пречистей Деве Богородице!
Покланяемся твоим гражданам и жителям, великому ополчению Царицы Небесной, - святым отцам афонским! Покланяемся твоим святым лаврам, монастырям, киновиям, скитам и келиям! Покланяемся твоим камешкам, кровию и слезами и потом омоченным святыми отцами афонскими! О, блаженны очи наши, видящия тя, Святая Гора Афон. Сей воистину святый и всепразднственный день в оньже увидахом тя, Святая Горо Афонская.
Днесь мы видим от скорбей наших утешение, от печалий пременение, дальнего и жестокаго и многотруднаго пути окончание!»
- Потом вечером упокоили нас пищею и питием; и сами, гостинник с женою, с нами возвеселилися. Спаси их Господи! И греки весьма страннолюбивы, приветливы и уважительны.
Потом мы спали спокойно; поутру рано встали, и пошли в путь. Гостинник дал нам хлеба на путь, и мы шли радуяся, и един другаго предваряя. А путь все под гору, и мы бежали: яко елени бегут ко источникам водным, так мы бежали к Святой Горе Афонской; всю свою немощь и всю усталость оставили назади, в Балканских горах и в македонских лесах.
И обновися, яко орля, юность наша. Позабыли все скорби и болезни, и непроходимый горы и леса, страхи и ужасы от турок и разбойников. Вся мимо идоша, ныне вся нова быша. Ныне радость и веселие.
Ныне видим многовожделенное и давно возлюбленное наше сокровище, которое видеть с юных лет неограниченное имели желание, -видим Святую Гору Афонскую.