Каждому из нас в этой жизни даётся шанс стать счастливым, встретить свою настоящую любовь, свою родственную душу, свою "половину". И эта встреча обязательно происходит! Так предначертано на небесах. Потому что человек рождён для любви, и никто не приходит на Землю исключительно ради мучений!
У каждого народа есть величественные поэтические легенды о любви: Ромео и Джульетты, Тристана и Изольды, Абеляра и Элоизы... Они есть и в нашей стране: история любви Петра и Февронии, Ставра Годиновича и Василисы Микуличны и, конечно, императора Николая II и его супруги Александры Фёдоровны.
Цесаревич Николай и принцесса Алиса Гессенская полюбили друг друга совсем в юном возрасте, но чувству этих удивительных людей надлежало не только состояться и продлиться много-много счастливых лет, но и увенчаться концом, ужасным и в то же время прекрасным. В любви, как известно, правил не существует. Можно попытаться штудировать книги-наставления, обуздывать душевные порывы, разрабатывать систему поведения - всё это ерунда. Решает сердце, и лишь им принятое важно, нужно и обязательно. Главное - услышать и понять. И становится неважным, что будет дальше - лишь бы он (она) были рядом.
Их отношения и любовь крепли с каждым годом, с каждой минутой, с каждой секундой совместной жизни. На их примере становится ясно, что любовь - это самое лучшее, что дарит нам Господь. Самое высшее счастье в мире - это любить и быть любимым.
Каждому из нас в этой жизни даётся шанс стать счастливым, встретить свою настоящую любовь, свою родственную душу, свою "половину". И эта встреча обязательно происходит! Так предначертано на небесах. Потому что человек рождён для любви, и никто не приходит на Землю исключительно ради мучений! В любви заложено семя нашего духовного роста. Чем больше и глубже мы любим, тем ближе мы к Небу! Поэтому любую секунду бытия надо пытаться прожить, а не просуществовать.
Всё происходит по Божиему Промыслу. Не случайно на стыке двух эпох, когда бесы из ада вселились в чёрные людские души, когда Страж - Помазанник Божий был взят и убит, - не случайно именно этот образец любви, святости, терпения, доброты предстал перед всеми.
Вот, что говорил о Николае и Александре инок Серафим (Кузнецов): "В наш век ослабления нравственных и семейных основ августейшая чета давала пример идеала христианской, семейной, супружеской любви".
В книге "Император Николай II как человек сильной воли" можно прочесть следующие интересные факты: "Первое серьёзное испытание силы воли наследнику цесаревичу Николаю Александровичу пришлось выдержать в связи с его женитьбой, когда благодаря своей упорной настойчивости, выдержке и терпению он успешно преодолел три, казалось бы, неустранимых препятствия. Ещё в 1884 году, когда ему было всего шестнадцать лет, он впервые встретился с двенадцатилетней, поразительно красивой принцессой Алисой Гессен-Дармштадской, приехавшей на бракосочетание своей старшей сестры, великой княжны Елизаветы Фёдоровны, с великим князем Сергеем Александровичем - дядей наследника цесаревича".
"С этого момента между ними зародилась близкая дружба, а затем и святая, беззаветная, самоотверженная и всё возрастающая любовь, соединившая их жизни до совместного принятия ими мученических венцов. Такие браки - редкий дар Божий даже среди простых смертных, а среди коронованных особ, где браки совершаются главным образом по политическим соображениям, а не по любви, это явление исключительное. В 1889 году, когда наследнику цесаревичу исполнился двадцать один год, он обратился к родителям с просьбой благословить его на брак с принцессой Алисой. Ответ императора Александра III был краток: "Ты очень молод, для женитьбы ещё есть время, и, кроме того, запомни следующее: ты - наследник Российского престола, ты обручён с Россией, а жену мы ещё успеем найти". Через полтора года после этого разговора он записал в свой дневник: "Всё в воле Божией. Уповая на Его милосердие, я спокойно и покорно смотрю на будущее".
Со стороны Гессенского двора брачные планы Николая и Алисы тоже не встречали сочувствия. Так как принцесса потеряла мать, когда ей было только шесть лет, а отца - в восемнадцать, её воспитанием в основном занималась бабушка со стороны матери - английская королева Виктория. Она не любила русских императоров Александра II и Александра III, которые, в свою очередь, отвечали ей презрительной неприязнью. "Немудрено, что при таких недружелюбных отношениях между русским и английским дворами наследник цесаревич Николай Александрович не мог встретить поддержки со стороны бабушки принцессы Алисы".
Однако жизнь - странная штука. Иногда она делает виражи. Да, зачастую резкие перемены жизни выглядят как чистой воды безумие. Но почти всегда - крушение твоих планов имеет глубинный смысл.
Надо помнить, что Господь всегда с нами, и всегда видит нас и помогает нам, главное - верить. В одном из своих писем Александре Николай писал следующие строки, которые можно считать советом для нас: "Спаситель сказал нам: "Всё, что ты просишь у Бога, даст тебе Бог". Слова эти бесконечно мне дороги, потому что в течение пяти лет я молился ими, повторяя их каждую ночь, умоляя Его облегчить Аликс переход в православную веру и дать мне её в жёны".
Из дневника Александры Фёдоровны: "Без благословения Бога, без освящения Им брака, все поздравления и добрые пожелания друзей будут пустым звуком. Без Его ежедневного благословения семейной жизни даже самая нежная и истинная любовь не сумеет дать всё, что нужно жаждущему сердцу. Без благословения Неба вся красота, радость, ценность семейной жизни может быть в любой момент разрушена".
Единственное, что оставалось тогда цесаревичу Николаю - это ждать, когда Бог соединит его с принцессой. Его дневник 1889 года открывается фотографией Аликс. И не может заставить Николая разлюбить даже суровая, жёсткая, непоколебимая воля отца. А что говорить о пуританских настроениях королевы Виктории! Не могла оставаться тайной и связь юного цесаревича с балериной Матильдой Кшесинской: сплетни о таких вещах быстро разлетаются по столицам. Но всё же свершилось!
"Прошло пять лет с того дня, когда цесаревич Николай Александрович обратился к своему августейшему отцу с просьбой разрешить ему жениться на принцессе Алисе. Ранней весной 1894 года, видя непоколебимое решение своего сына, его терпение и кроткую покорность родительской воле, император Александр III и императрица Мария Фёдоровна дали, наконец, своё благословение на брак. Одновременно в Англии принцесса Алиса, потерявшая к этому времени отца (умер в 1890 году), получила благословение от королевы Виктории". Единственным препятствием оставался переход в православную веру, но и его они с достоинством преодолели. Если ты чего-то действительно хочешь, то Бог будет способствовать тому, чтобы твоё желание сбылось.
В Священном Писании написано: "И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственно ему. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть" (Быт. 2; 18, 24).
Бог побуждает в нашей душе любовь и отыскивает для неё душу-близнеца, как и случилось у Николая и Александры. В день помолвки Николай Александрович записал в своём дневнике: "Чудесный, незабываемый день в моей жизни - день моей помолвки с дорогой Аликс. Я хожу весь день словно вне себя, не вполне сознавая полностью, что со мной происходит". Он счастлив! Жизнь без любви рано или поздно превращается в прозябание, так как истинную любовь ничем не заменишь: ни деньгами, ни работой, ни славой, ни поддельными чувствами.
После свадьбы цесаревич запишет в свой дневник: "Невообразимо счастлив с Аликс. Жаль, что занятия отнимают столько времени, которое так хотелось бы проводить исключительно с ней".
Любовь переполняет, вернее, заполняет их полностью. Как счастливы они были! За долгие годы супружества чувства только крепли.
Из письма Александры Фёдоровны Николаю Александровичу в 1914 году: "О, как ужасно одиночество после твоего отъезда! Хотя со мной остались наши дети, но с тобой уходит часть моей жизни - мы с тобой одно целое".
Ответ Николая на письмо был не менее трогателен: "Моё возлюбленное солнышко, душка-жёнушка! Любовь моя, страшно тебя недостаёт, что невозможно выразить!..".
Письмо Александры Николаю: "Я плачу, как большой ребёнок. Я вижу перед собой твои грустные глаза, полные ласки. Шлю тебе мои самые горячие пожелания к завтрашнему дню. В первый раз за 21 год мы проводим этот день не вместе, но как я живо всё помню! Мой дорогой мальчик, какое счастье и какую любовь ты дал мне за все эти годы".
Письмо Николая 31 декабря 1915 года Александре: "Самое горячее спасибо за всю твою любовь. Если б только ты знала, как это поддерживает меня. Право, не знаю, как бы я выдержал всё это, если Богу не было бы угодно дать мне в жёны и друзья тебя. Я всерьёз это говорю, иногда мне трудно выговорить эту правду, мне легче излагать всё это на бумаге - по глупой застенчивости".
А ведь эти строки написаны людьми, которые прожили 21 год в браке!.. Самое большое счастье было для них - это возвышенность, высокая духовность их отношений. И не будь они царственной четой, они всё равно были бы богатейшими людьми на свете:
Вместе с тем они стремились к простому человеческому счастью. Их любовь крепла, так как дух и святость теперь были общими. Важно само понимание, ощущение присутствия в отношениях веры и Бога. Наверное, поэтому саровское путешествие произвело неизгладимое впечатление на коронованную чету.
Они прибыли на вотчину преподобного Серафима 19 июля 1903 года, в день рождения Старца, когда было назначено торжество в честь причисления его к лику святых.
Государю вручили письмо, написанное самим святым Серафимом и адресованное ему, будущему наследнику престола. По словам очевидцев, прочитав его, Николай II расплакался.
В молитвах Николай и Александра провели несколько дней на Саровской земле. В святом пруду купалась ночами Александра, прося о даровании наследника; Николай любовался ею, сидя на берегу. Благодать сопровождала их в те дни, они были безмерно счастливы. На Саровской земле они поняли истинное счастье, которое заключается в присутствии Бога с тобой. Именно любовь и вера - самые мощные созидающие силы. Они творят всё - жизнь, мир, счастье, изобилие и, наконец, нас самих. Всё это в совокупности и даровало долгожданного наследника престола.
Может, потому, что царица свято верила в слова, сказанные батюшкой Серафимом, которые трактуются сейчас как завет: "Когда меня не станет, вы ко мне на гробик ходите! Как вам время, вы и идите, и чем чаще, тем лучше. И чем чаще, тем лучше. Всё, что у вас на душе, что бы ни случилось с вами, придите ко мне, да всё горе с собой и принесите на мой гробик! Припав к земле, как к живому, всё и расскажите, и я услышу вас, и вся скорбь ваша отляжет и пройдёт! Как вы с живым всегда говорили, так и тут. Для вас я всегда живой есть и буду во веки!".
Эти слова, как ничто на свете, отражают истинное состояние человека, который прибыл на Саровскую землю.
Флигель-адъютант Мордвинов писал об августейшей семье: "Будучи глубоко верующими христианами, они были русскими и православными в особенности. Из этого мировоззрения главным образом и вытекали их покорность судьбе и стремление полагаться во всём на волю Бога".