Друзья, вы можете заказать на Афоне икону, написанную афонскими отшельниками в древней традиции иконописи Святой Горы. Это можно сделать на портале Святой Горы Афон.
Здесь же мы хотим отметить основные особенности афонской иконописи.
Икона начинается с иконной доски. На Афоне обычно используется каштан, липа или кипарис, потому что эти породы дерева не подвержены гниению. Особенно опасным явлением для афонских икон были жучки короеды, которые уничтожали все деревянные изделия на Святой Горе. Интересно, что жучки могут проедать каштан лишь на сантиметр вглубь. Дальше они не способны проникнуть. Подготовленная доска покрывается воском и маслом, таково древнее предание. Воск стабилизирует влажность, масло создает защитный слой.
Следующая особенность - отказ от яичной темперы. Несмотря на устойчивое мнение о высокой прочности темперных красок,в влажном афонском климате темперные краски быстро плесневели, покрывались мутным, белым налетом. Ситуация осложнялась морским воздухом. Соль оседала на иконах, разъедала красочный слой. Поэтому афонские мастера для написания икон отказались от темперы и перешли на масляные краски.
Другой особенностью афонских икон является золочение на полимент с чеканкой. Пролевкашенная иконная доска покрывается 8-10 слоями полимента, каждый из которых полируется грубой тканью. Затем на полимент наносится слой белка. После этого наступает самый ответственный этап золочения. На икону быстро наносится слой спирта с водой, и пока спирт не испарился, икона покрывается сусальным золотом. Тонкие пластины золота размещают на кожаной подушечке, где их разрезают специальным золотильным ножом. Затем сусальное золото с помощью специальной, веерной кисти ,(иногда используется павлинье перо) переносится на поверхность иконы. После высыхания, золото полируется агатом, сделанным в форме зубка. Затем делают чеканку по золоту. Сложность чеканки по золоту состоит в том, чтобы нанести рисунок ,не прорвав тонкий слой позолоты.
Золото отражается от многочисленных граней, и создает сложное, необыкновенно красивое пространство ,наполненное золотым светом - живое и неповторимое пространство иконы, возводящее наш ум к нетварному свету и вышнему миру. Заметим, что сейчас мы делаем золотую чеканку далеко не на всех иконах Святой Горы., потому что это прилично увеличивает стоимость икон, и в то же время не является важным или догматическим аспектом нашей афонской иконописи.
Проповедь построена по книге митрополита Стефана (Яворского) «Догмат об иконах» и затрагивает следующие вопросы:
- Что такое образ и какие виды его нам известны;
- Что представляет собой ортодоксальное учение об иконах и их почитании;
- На чем основывается почитание икон;
- Какие встречаются заблуждения, неверные учения об иконах; как они опровергаются Священным Писанием и Преданием.
Для начала необходимо ответить на вопрос – что такое икона и какие существуют образы.
Образ – это не только привычное нам изображение Господа или святых, исполненное иконописцем.
Первейший Образ есть Господь Иисус Христос, воплотившийся и явившийся людям Образ Бога Живаго, доселе невидимого. Второй по значимости образ – человек. Божье творение, созданное по образу и подобию Творца. Третий образ – Священное Писание.
Образом является и всякая тварь Божья, возводящая ум видящего ее к Творцу. Так же и всяческие прообразы, встречающиеся нам в Священном Писании есть отображения того или иного грядущего события, Таинства и даже Самого Христа. Так, к примеру, переход через море – образ Крещения, а медный змий и камень, источивший воду – образы Спасителя.
Учения о святых иконах
Существуют как положительные (догматически верные и признанные Святой Церковью) учения о иконах, так и отрицательные, еретические.
Сначала обратимся к верным учениям.
Учение Святой Церкви об иконах основывается на Священном Писании и Священном предании.
В Ветхом завете мы встречаем упоминания о различных образах, которые мы упомянули выше – медный змий, камень, источивший воду и др. Как мы знаем, они знаменовали собой Спасителя, являлись образом его грядущего пришествия в мир. Вспомним еще один Божий образ – трех странников, с которыми беседовал Авраам. Святые отцы-толкователи Священного Писания говорят о том, что Аврааму явилась Святая Троица, однако же, в образе трех странников. Авраам понимал, что перед ним Сам Бог.
Итак, если Богу было угодно являть людям Себя в образах, почему же люди не могут почитать иконы, которые есть образы Господа и святых? Любое Божье изволение – благое. Мы же отвергая угодные ему образы выказываем непочтение к Его благой воле. Противники православного учения могут возразить на это так: если бы и нам были такие видения, если бы и нам Господь являлся таким образом – мы бы, безусловно, почитали их. Но, не имея таких явлений, зачем нам почитать то, что сотворено рукой человека? Но ведь и ветхозаветные праведники поклонялись не самим явлениям, не странникам поклонялся Авраам, а Троице, явившейся в их образе. Так и православные люди поклоняются не самому материалу – доске и краскам, а Господу и святым, изображенным на них.
Но не только чудесные явления Бога в ангельских обличиях были почитаемы древними праведниками. Почитались также и предметы и места, которых каким-либо образом коснулся Господь, с которыми Он был связан, либо было связано какое-нибудь знаменательное и чудесное явление. Так, к примеру, почиталась Синайская гора. Соломон молился Богу, глядя на алтарь, а Давид, находясь перед кивотом Господним, говорил, что находится пред Лицом Господа. Конечно же, почитание предметам или местам воздавалось постольку, поскольку они были связаны с Господом и возводили к Нему ум молящихся. Но никак не естеству предметов поклонялись ветхозаветные пророки и цари.
Могут возразить – то были древние времена, ветхий закон был руководящим, сейчас же Новозаветные времена и нам не следует обращаться к старине. Но это неверная точка зрения. Ветхозаветное Писание есть часть Священного Писания и почитается Святой Церковью. Наследие это для нас имеет не второстепенное значение, события древних времен для нас так же ценны. Не господствует над нами только Ветхий закон в его обрядовой стороне, все же остальное Писание для нас значимо.
Обратимся теперь к Священному Преданию.
Все Вселенские Соборы проходили в храмах, украшенных святыми иконами – одним этим фактом они уже освятили почитание образов. На шестом соборе была поднята тема об изображении Господа в образе Агнца – Собор постановил не изображать Спасителя таким образом, ведь Он явился людям в человеческом естестве, агнец же – древний прообраз воплощения.
С 726 года начались тяжелые для Церкви времена господства ереси иконоборцев. Страшные гонения обрушились на почитающих святые иконы. В эти времена пострадал за веру святой Стефан. Он вызвал возмущение тем, что плюнул на лицо императора, отчеканенное на монете, и растоптал ее. Когда же его схватили, святой сказал: «Так гневаетесь вы за то, что был попран образ земного, временного царя, но попираете образ Господа, не почитая его». Продолжались гонения 60 лет, до тех пор пока Константин и Елена не созвали Собор в Никее, утвердивший почитание икон на все будущие века. Была произнесена анафема еретикам и всем почитающим естество предметов, с помощью которых изготовляется образ.
Неверные учения о святых иконах.
Неверные учения имеют место быть из-за некорректного понимания и толкования Священного Писания и Предания. Так, например, многие противники почитания икон приводят в доказательство заповедь, гласящую: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой…». Очевидно, что заповедь эта запрещает создание изображений с целью поклонения им как богам, идолопоклонства. Но никак не связана с почитанием образов Господа и Его святых. Ведь первый Свой образ Господь сотворил Сам, создав человека.
Так же есть утверждение о том, что коль скоро Церковь первых веков не имела икон, то и нам стоит прекратить их почитание. Но стоит учесть состояние Церкви в те времена, множество гонений, которым она подвергалась, не имея возможности показать себя во всей красе. Но и тогда иконы все же существовали - Нерукотворный Спас, икона Богородицы, писанная евангелистом Лукой и др. А также найденные места собраний первых христиан, где они совершали Таинство Евхаристии – имели иконографию, пусть даже очень часто символическую.