«Как одно мгновение изменяет лице мира!» — восклицает свят. Филарет Московский. И действительно, мы видим, что больное и страстное человеческое естество приобретает нетленность и бесстрастие, властвовавший над человеком греховный закон перестает иметь силу, а у смерти и ада отъемлется их «жало» (1 Кор. 15:55).
Согласно христианскому учению, грех есть дело человеческой свободы, избирающей вместо послушания Творцу «беззаконие» (1Ин. 3;4). Этот отказ от Бога, Которым мы «живем и движемся и есмы» (Деян, 17;28), естественным образом приводит человека к смерти, подвергая его и извечным спутникам последней: страданиям и тлению.
По словам свят. Григория Богослова, человек «через грех делается ... изгнанником, удаляемым в одно время и от древа жизни, и из рая, и от Бога; облекается... в грубейшую, смертную и противоборствующую плоть». Подобное изменение человеческой природы, по мнению святых отцов, являлось праведным наказанием, обличающим всю неправду сделанного им выбора. Но и в падшем состоянии, человек «всячески старался использовать страстность плоти так, чтобы удовлетворением ее потребностей получить как можно больше удовольствий и но возможности избежать страданий. Это любострастное расположение волн в отношении к страстности плоти и составляло державу греха» (С.Л. Епифанович).
Благодаря укорененности человека в пороке грубость и тленность падшей телесности становятся новым законом, властвующим в его естестве. Закрепляется этот закон через оскверненный после грехопадения страстный способ продолжения рода, который свят. Григорий Нисский называет «скотским» и «бессловесным». Более того, тот же способ, выражаясь «в самой низкой форме скотского сладострастия», становится тем «каналом, который приобщал человека с началом его бытия к потоку греховной жизни» (С.Л. Епифанович). Ведь вместе с нравственно нейтральной страстностью (то есть, подверженностью страданиям), наше естество наследовало также и греховность. По слову св. Григория Паламы, «плотское вожделение, будучи независимым, от воли и явно враждебным закону духа... как-то от начала привносит осуждение...». Это «осуждение» или, по выражению свят. Григория Богослова, «скверна», понималась святыми отцами как «демоническая сила, которая... приражается человеческой природе, заступая в ней то место, которое до падения принадлежало благодати. Эта сила выступает в человеке как закон греха, формирующий... противоестественный строй душевной и телесной жизни… и влекущий человека к совершению личных грехов» (иерей Олег Давыденков).
Таким образом, человек после грехопадения оказался в плену безысходности: рождаясь, он уже нес в себе семя будущих страстей, влекущее его от Бога к союзу с диаволом, власть которого «под пупом» (Иов. 40,11). Это же греховное семя, являясь причиной тления, с необходимостью приводило человека к смерти и аду, становясь преградой на пути к Богу. Преодоление такой преграды человеческими силами было невозможно, поскольку сопротивление греху происходит через покаяние, а последнее, по выражению свят. Афанасия Великого, «не выводит из естественного состояния, а прекращает только грехи».
Лишь Воплощение Сына Божия разрушает в человеческой природе самую державу порока – наследуемый грех. Исцеление этого недуга в нашем естестве происходит с момента Воплощения, так как, по словам свят. Игнатия (Брянчанинова), «способ зачатия, сообщавший с жизнью греховность, не мог быть употреблен при зачатии Богочеловека». Спаситель, таким образом, рождаясь «не от похоти плотския» (Ин. 1; 13), но наитием Духа Святаго, произошедшим с согласия Пресвятой Богородицы, оказывается свободен от прародительской скверны. Далекий от всякой нечистоты, Он не имел, по выражению свят. Льва Великого, «и следа того, что привнес в человека искуситель и что прельщенный человек допустил в себя».
Господь, «берет на Себя все последствия греха: и холод, и голод, и обездоленность, и оставленность и ненависть людей, их непонимание; телесную муку и, в конечном итоге, самое страшное, что только может быть: потерю чувства Бога, потерю того, что Он с Ним един».
Пасха, действительно, является краеугольным камнем христианского миросозерцания, ибо Воскресение Христово убирает все препоны с пути нашего спасения и открывает перед нами возможность стать не чадами гнева Божия, но сынами Нашего Небесного Отца. Христос воскресе!