Пасха. Христос Воскресе !

«Как одно мгнове­ние изменяет лице мира!» — воскли­цает свят. Филарет Московский. И действительно, мы видим, что больное и страстное человеческое естество приобретает нетленность и бесстрастие, властвовавший над человеком греховный закон перестает иметь силу, а у смерти и ада отъемлется их «жало» (1 Кор. 15:55).
Согласно христианскому уче­нию, грех есть дело человеческой свободы, избирающей вместо послу­шания Творцу «беззаконие» (1Ин. 3;4). Этот отказ от Бога, Которым мы «живем и движемся и есмы» (Деян, 17;28), естественным образом приводит человека к смерти, подвер­гая его и извечным спутникам последней: страданиям и тлению.

По словам свят. Григория Бо­гослова, человек «через грех делается ... изгнанником, удаляемым в одно время и от древа жизни, и из рая, и от Бога; облекается... в грубейшую, смертную и противоборствующую плоть». Подобное изменение челове­ческой природы, по мнению святых отцов, являлось праведным наказа­нием, обличающим всю неправду сделанного им выбора. Но и в падшем состоянии, человек «всячески старался использовать страстность плоти так, чтобы удовлетворением ее потребностей получить как можно больше удовольствий и но возможности избежать страданий. Это любострастное расположение волн в отношении к страстности плоти и составляло державу греха» (С.Л. Епифанович).

Благодаря укорененности че­ловека в пороке грубость и тленность падшей телесности становятся новым законом, властвующим в его естестве. Закрепляется этот закон через оскверненный после грехопадения страстный способ продолжения рода, который свят. Григорий Нисский называет «скотским» и «бессловесным». Более того, тот же способ, выражаясь «в самой низкой форме скотского сладострастия», становится тем «каналом, который приобщал человека с началом его бытия к потоку греховной жизни» (С.Л. Епифанович). Ведь вместе с нравс­твенно нейтральной страстностью (то есть, подверженностью страданиям), наше естество наследовало также и греховность. По слову св. Григория Паламы, «плотское вожделение, будучи независимым, от воли и явно враждебным закону духа... как-то от начала привносит осуждение...». Это «осуждение» или, по выражению свят. Григория Богослова, «скверна», понималась святыми отцами как «демоническая сила, которая... приражается человеческой природе, заступая в ней то место, которое до падения принадлежало благодати. Эта сила выступает в человеке как закон греха, формирующий... противоестественный строй душевной и телесной жизни… и влекущий человека к совершению личных грехов» (иерей Олег Давыденков).

Таким образом, человек после грехопадения оказался в плену безысходности: рождаясь, он уже нес в себе семя будущих страстей, влекущее его от Бога к союзу с диаволом, власть которого «под пупом» (Иов. 40,11). Это же греховное семя, являясь причиной тления, с необходимостью приводило человека к смерти и аду, становясь преградой на пути к Богу. Преодо­ление такой преграды человеческими силами было невозможно, поскольку сопротивление греху происходит через покаяние, а последнее, по выражению свят. Афанасия Великого, «не выводит из естественного состояния, а прекращает только грехи».

Лишь Воплощение Сына Божия разрушает в человеческой природе самую державу порока – наследуемый грех. Исцеление этого недуга в нашем естестве происходит с момен­та Воплощения, так как, по словам свят. Игнатия (Брянчанинова), «способ зачатия, сообщавший с жизнью греховность, не мог быть употреблен при зачатии Богочелове­ка». Спаситель, таким образом, рождаясь «не от похоти плотския» (Ин. 1; 13), но наитием Духа Святаго, произошедшим с согласия Пресвятой Богородицы, оказывается свободен от прародительской сквер­ны. Далекий от всякой нечистоты, Он не имел, по выражению свят. Льва Великого, «и следа того, что привнес в человека искуситель и что пре­льщенный человек допустил в себя».

Господь, «берет на Себя все последствия греха: и холод, и голод, и обездоленность, и оставленность и ненависть людей, их не­понимание; телесную муку и, в конечном итоге, самое страш­ное, что только может быть: потерю чувства Бога, потерю того, что Он с Ним един».
Пасха, действительно, является краеугольным камнем христианского миросозерцания, ибо Воскресение Христово убирает все препоны с пути нашего спасения и открывает перед нами возможность стать не чадами гнева Божия, но сынами Нашего Небесного Отца. Христос воскресе!

Комментарии

Всего: 1 комментарий
#1 | Юра »» | 22.08.2012 05:20
Пасха 1945 года. Вели́кая Оте́чественная война́ (1941—1945)

0
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© afonnews.ru 2011 - 2022, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Афон Старец СИМЕОН АФОНСКИЙ статистика