Что представляла из себя кучка русских иноков. Воспоминание замечательного ученого археолога графа Мельхиора Вогюэ
После всего нами сказанного в предшествующих главах, мы, наконец, подошли к событиям глубокого интереса и величайшей важности в истории русской общины Пантелеймоновского монастыря на св. горе Афонской.
Посему, чтобы перейти к дальнейшему рассказу и этот переход сделать естественным, мы оглянемся назад и в общих чертах постараемся охарактеризовать:
— что представляла из себя небольшая сравнительно кучка русских иноков накануне этих событий, которым суждено было не только взволновать святогорских отшельников на долгое время, но даже занимать умы великих дипломатов первоклассных европейских государств?
Это с одной стороны. С другой, каков тот элемент, упорную борьбу с которым должна была выдержать эта община неожиданно для себя, чтобы отстоять право на свое существование на св. Горе и скрытый антагонизм которого она должна была чувствовать потом в течение многих лет до наших дней?
Чтобы быть беспристрастным, мы характеристику эту сделаем красноречивыми словами (большого знатока востока и замечательного ученого археолога- - Высказывание о жизни) графа Мельхиора Вогюэ, случайно посетившего Афонскую гору во время разгара этой борьбы.
«Элемент русский, — пишет он, — так еще мал, он до того стушевывается при общем взгляде на общину, что мы даже не упомянули о нем в нашем эскизе. Я говорю, продолжает граф Вогюэ, об элементе славянском, о группе русских, которые в числе семи или восьми сот монахов населяют один из наибольших монастырей на Афоне, именно монастырь св. Пантелеймона и два скита во имя св. Андрея и пророка Илии.
Здесь нет и речи о каком-нибудь упадке сил, о разложении; напротив того приходится иметь дело с поколением новым, нетронутым, которое хотя и уносит нас в средние века, но в средние века Запада.
Должно быть были важный причины, заставившая этих неофитов переселиться сюда из своих степей. Все уставы они исполняют со всею строгостью и с охотою предаются некоторым работам.
Эти русские монахи составляют одну тесную семью, повинующуюся и горячо любящую свое отечество - это покорное орудие находится в руках нескольких настоятелей, одаренных редкими административными способностями.
Группа эта быстро развивается, будучи вполне обеспечена (?) в материальном отношении. Известно, как ревностно Россия оберегает свои религиозные учреждения в Палестине; с теми же чувствами, если еще не в сильнейшей степени она относится к своим афонским детищам.
Благодаря обильным приношениям своей матери — родины, все русские постройки в монастыре процветают и улучшаются в той мере, как греческие ветшают и беднеют; русские покупают здесь земли, постоянно строят новые кельи, возобновляют громадные храмы, величественно украшая их...
Они имеют свою типографию, свои собственные мастерские гравировальные и фотографические, которые во всевозможных видах и произведениях распространяют их понятия о святой Горе». Высказывание графа Мельхиора Вогюэ