Иное дело болезненный комплекс (комплекс), и иное – смирение (тапиноси)
Однажды Геронда сказал мне:
«Христианин должен избегать болезненного благочестия (арростимени трискевтикотита - Высказывание о жизни). Есть две болезненные крайности, которых нужно опасаться - чувства превосходства своей добродетелью над другими, и чувства своей худости при видении своей греховности.
Нужно различать. Иное дело комплекс (комплекс - - Высказыванию о жизни), и иное – смирение (тапиноси); иное дело уныние и иное – покаяние.
Как то раз ко мне пришел один мирской врач психиатр и стал осуждать христианство, потому что оно, как он говорил:
- Оно вызывает у людей комплекс вины и уныние.
Я ответил ему:
- Я согласен с тем, что некоторые христиане, как по своей собственной вине, так и по вине других, заболевают комплексом вины. Но и ты в свою очередь должен согласиться с тем, что неверующие подвержены значительно более страшному заболеванию – гордости.
И в то время как комплексы вины на религиозной почве, приближаясь ко Христу, преодолеваются через покаяние и исповедь, гордость мирян живущих далеко от Христа ничем не излечивается…
Эти слова Старца пролили свет на некоторые мои недоумения касательно психологического аспекта христианской жизни. Я понимал, что отец Порфирий хочет, чтобы мы избегали гордости, облеченной как в покров самоправедности «христианского» фарисейства, так и в самоуничижение «христианской» охваченной страхом совести.
Я видел, что дерзость тех, кто считает себя «чистыми» и страх чувствующих себя «виновными» существенно не отличаются между собой, но являются лишь различными сторонами одной монеты – гордости.
Потому что истинно верующий христианин освобождается от комплекса вины через исповедь и отпущение грехов, и радуется в свободе дарованной ему Христом.
Но, зная, что это дар Божий, он лишь выражает свою благодарность и не превозносится. Он чист через кровь Христову, а не за свои подвиги. Таким образом он радуется, благодарит и не превозносится, и теперь уже видит что все люди могут быть хорошими через кровь Христа.
Геронда показывает нам путь, идя по которому можно избежать как зла (греха), так и еще худшего (гордости своей добродетелью), и достигнуть лучшего – смирения. Поэтому он старался охранить истинное смирение от опасности подделок под него.
Он говорил мне:
- Мы должны быть смиренными, но не должны смиреннословить. Это различается по плоду. Смиреннословие является ловушкой дьявола, оно несет за собой отчаяние и бездействие, тогда как истинное смирение дает надежду и ведет к исполнению заповедей Христовых…
Геронда своими наставлениями, но еще больше примером своей жизни наставлял свое словесное стадо, направляя его на пастбища любви и смирения. Он сам жил смирением веря, что он – ничто, потому что Бог, как он сам говорил, это все, и все что мы у него видели это не его, но это дары Божии.
Монах Макарий Касокаливит
Перевод с новогреческого. Афон Кавсокаливия. 2011
О переводе Собрания сочинений Порфирия Кавсокаливита
Первая часть перевода творений старца: Порфририй Касокаливит (Публикуется впервые)
Другие публикации новых переводов старца Порфририя на портале - Высказывание о жизни: