Молись так, словно у тебя душа ягненка, отражай дурные помыслы так, словно у тебя сердце льва, постигай Истину так, словно у тебя ум Христа. Зная это, монах преодолеваетсопротивление демонов милосердием Христовым, а мирянин стяжает помощь всех святых.
Если ты, монах, прилежишь молитве, не заботясь ни о крове, ни о теле, Изнутри возникает сияние чистого нетварного света, просвещающее тебя с головы до ног. Храня этот свет, будешь сам им храним и в этой жизни, и в иной. ' зная это, поступай так и спасешься, а мирянин пусть паломничает по святыням, укрепляя благодатью душу.
Учись менять ржавые монеты своих неблагоприятных обстоятельств на золотые монеты Божественной благодати. Вооружись непрерывной молитвой с помощью терпения, смирения и стойкости. Зная это, любое искушение станет для тебя прибытком благодати, монах, а мирянин пусть следует путем самоукорения.
В монастырях и в уединении нет гарантированного спасения, и нет возможности не упасть. Все зависит от тебя — как себя поведешь, такой плод и получишь. Если желаешь отсечения воли, иди в монастырь. Если желаешь возвышенной жизни — иди на вершины гор. Если стремишься к молитве — молись в лесных ущельях. Если ищешь уединения — избери острова местом молитвенной практики, будь мужествен. Зная это, монах, сподобишься дара самодвижной молитвы, а мирянин пусть молится в храмах и у святынь.
Если ты день и ночь очищаешь сердце от привязанностей, само-движная молитва развивается сама по себе, не прекращаясь ни днем, ни ночью. Зная это, монах, не остывай в молитвенной практике
Благодаря ревности увеличивастся длительность пребывания
в молитве, а благодаря пребыванию в молитве прекращается рассеянность И необузданность ума. Зная это, монах, ты избегаешь ловушек демонов, ' а мирянин пусть упражняется в терпении.
Чистое — чистым, святое — свя тым: это правило останется таким же до конца дней. Если есть чистое сердце — оно созерцает славу Божию, а если есть святая душа — она освя щает все вокруг себя. Зная это, монах постоянно очищает свое сердце, а ми рянин пусть избегает греха.
Негодуя на одних, порицая дру гих, монах, ты нигде не находишь успокоения. И даже уединение стано вится для тебя горьким одиночеством, подобным тюрьме. Одинокий монах ропщет на всех, а уединенный монах молится о всех, любит добрых, состра дает грешным, печалится о злых. По нимая, что все люди — дети Божий, он приходит к великой Любви, желая всем Спасения, а мирянин приходит к жалости, желая всем вразумления.
В полноте благодати ум сра зу становится светоносным, и когда вновь возникают искушения, он оста ется в состоянии непоколебимого ду шевного мира. Зная это, монах ценит благодать и хранит ее, а мирянин ста рается стяжать ее в добрых делах.
Если монах цепляется за молитвенные переживания, он ошибочно принимает их за Спасение, тем самым теряя Его. Если мирянин цепляется за временные утешения, он думает, что они постоянны, тем самым впадая в отчаяние. Зная это, монах отвергает все неспасительное, а мирянин — все непостоянное.