«Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.» (Ин. 17:3).
Когда-то жил в одном царстве кузнец. Наловчился он делать красивые цепи и начал носить их сам. Это новшество понравилось другим кузнецам, потом цепи надели остальные люди, и даже – царь и знать. Царь издал особый указ о всеобщем ношении цепей и об обучении этому детей в школах. Появились украшения: золотые цепи, серебряные цепи и цепи с бриллиантами. Ими награждали особо отличившихся в добровольном ношении тяжелых цепей.
Появились особые умельцы, разрабатывающие новые улучшенные цепи из различных сплавов. Начали выходить книги о новых разработках в ношении цепей. Ученые написали новую историю их царства, в которой доказывалось, что цепи в нем носили с самой древности.
И все же находились люди, которые сопротивлялись ношению цепей. Они подвергались заключению с наказанием носить особые цепи, причиняющие мучения. Но от людей, замученных за отказ носить цепи, остались книги. В них людям давался один простой совет: «Свободный человек не должен носить цепей!» Это учение распространялось среди уверовавших в этот совет и некоторым людям удалось освободиться от цепей, другие смогли уменьшить на себе их количество.
Освободившиеся от цепей объяснили всем, что им стало значительно легче. Но остальные недоверчиво качали головами, говоря, что если это и так, то все равно, быть непохожими для других – это путь не для всех! И расходились позвякивая цепями.
Со временем большинство населения утвердилось в понимании того, что жизнь без цепей каким-то образом все же возможна. Тогда царь издал новый указ, оправдывающий пострадавших за отказ носить цепи! Этим страдальцам даже установили праздник, но снять с себя цепи по прежнему никто не решался – привыкли...
Первые христианские монахи появились в конце третьего века от Рождества Христова. Они определили главное правило монашеской жизни: «трудись и молись». Первый христианский монах - святой Антоний Великий - жил один вдали от поселений и лишь иногда приходил в село или город для того, чтобы поменять сплетенные им корзины на муку.
Со врменем люди заметили в глазах монахов какую-то особую тишину, радость, свет, мир. И стали спрашивать их о том, как же можно жить без злобы, подозрений и зависти.
И горожане и князья стали зазывать монахов к себе: «вы вернитесь из ваших пустынь. Мы построим для вас храмы и дома, вокруг них построим стены, чтобы шум и вид городской суеты не касался вас. Но только разрешите нам приходить к вам для соучастия в вашей молитве и для того, чтобы получать ваши духовные советы».
Так кроме монахов-пустынников появились городские «монастыри» - общины монахов. У монастырей появились большие храмы, колокольни, мастерские. В течение многих веков почти все книги (и не только церковные) переписывали именно монахи. Почти все больницы создавали и обслуживали тоже монахи. И даже школы часто создавались именно при монастырях.
Монахом стать трудно. Чтобы отличить призвание от случайного каприза, тому, кто пожелал стать монахом, предлагается несколько лет просто пожить при монастыре «в послушании», то есть стать послушником. Послушание означает, что человек принимает очень серьезное и мужественное решение: я не буду сам решать, что мне сейчас ко благу или нет, а буду спрашивать об этом у более опытных и мудрых людей. Так он сберегает много времени и сил для своего роста. Ведь и в мире науки и техники никакое развитие было бы невозможно, если бы каждый новый ученик решил лично перепроверять все, что было создано и открыто до него.
Когда же послушник лучше присмотрится и к себе, и к жизни монастыря, он просит принять его в монахи. Он приносит «монашеские обеты», то есть обещает жить в послушании, безбрачии и без личных вещей («нестяжание»).
После произнесения обетов послушника «постригают». С него и в самом деле состригают несколько прядей волос. В древнем мире это был знак рабства. Постриг монаха означает, что он сам, свободно, отдает себя в слуги Христу, чтобы никто другой и ничто другое не владели им. Для него начинается совсем другая жизнь и поэтому при постриге он получает новое имя.
Это очень нелегкий путь. Но это самый прямой путь к святости.
Монаху не надо тратить силы на отстаивание своих прав и интересов, на защиту своего имущества. Монаху нечего делить, то есть, у него нет этого повода для ссор. А это значит, что он может быстрее достичь внутреннего мира в душе, что является прямым путем к Богу.
Монашество есть не только у православных христиан. Люди в самых разных странах понимали, что одиночество и сосредоточенность бывают нужны для познания внутреннего мира человека. Монашество – это один из ответов на главный вопрос человеческой культуры: в чем смысл жизни человека.
По всему миру на разных языках люди рассказывали легенду о царевиче Иоасафе. В Греции и на Руси она звучала так:
Жил в Индии царевич Иоасаф. Его отец так обставил жизнь сына, чтобы ничего не огорчало его. Даже прислуживали ему только красивые молодые люди. Но однажды в городе на Иоасафу попались слепец и инвалид. «Почему у них столь неприятный вид?» - воскликнул царевич, раньше никогда не видавший больных людей. Свита объяснила ему, что заболеть может каждый из нас… На следующей улице царевич увидел немощного старика. И снова для царевича стало новостью, что таким станет каждый и что в конце концов за старостью следует смерть. «В каком возрасте бывает это? Есть ли средство миновать ее?» – вопросил царевич. Когда же он узнал, что это неизбежный удел всех людей, он перестал радоваться беззаботной жизни своего дворца. Много дней он провел в горестных раздумьях. В конце концов он решил, что если тело все равно однажды разрушится, то надо попытаться спасти хотя бы душу. Он покинул дворец и стал монахом…
Не всегда монахом становятся в юности. Многие русские князья (в том числе св. Александр Невский) принимали монашество, чувствуя приближение смерти. Порой и семейные люди становились монахами. Правда, церковные правила запрещают уходить в монастырь тому, на чьем попечении еще остаются дети.
Вот жизнь одного монаха:
В конце 19 века в Крыму родился Валентин Войно-Ясенецкий. Он стал врачом, хирургом. За научные труды ему была присвоена ученая степень доктора медицинских наук. Вскоре произошла революция. Положение православной Церкви в стране сильно изменилось. Начались преследования священников. Теперь Валентин считает нужным помогать не только телам, но и душам людей. Он становится священником и принимает монашество. Теперь его имя – Лука.
Вскоре Луку арестовали. Судья оскорбительно спросил его:
— Скажите, поп и профессор Войно-Ясенецкий, как это вы ночью молитесь, а днем людей режете?
Лука ответил:
— Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей Вы?
Затем последовали долгие годы ссылок. Но даже в заключении святой Лука лечил людей – как заключенных, так и охранников. В годы Великой Отечественной войны он спас жизнь сотен раненых бойцов, а после победы был удостоен очень высокой награды – он стал лауреатом Государственной премии СССР.
Сегодня хирурги делают операции лучше, чем св. Лука: наука, которой он служил, продолжает развиваться. Но те евангельские заповеди, которые воспитали св. Луку и которые он сам напоминал другим людям, не устарели. Ведь они говорят о том, как сделать свою жизнь свободной от душного эгоизма, как найти себя, свою веру и своего Бога.
В одном монастыре жили два монаха, которые никогда не ссорились. И однажды они решили: да как же так, все люди друг другом ссорятся, а мы не умеем это делать. Давайте попробуем! А из-за чего мы с тобой будем ссориться? - спросил один монах? – Ну, давай хотя бы вот из-за этого кирпича! - Хорошо. А А как мы будем ссориться? – Ну, я буду говорить, что он мой, а ты говори, что он твой. – Хорошо, начинаем. – Это мой кирпич! - сказал первый монах.- Конечно, он твой, бери его себе! –тут же ответил второй. Так им и не удалось поругаться.
Монашеское облачение
На голове монахи носят головной убор, который называется «клобук». Он понимается как подобие воинского шлема и напоминает о том, что монах должен защищать свой ум от плохих мыслей.
Мантия – облачение, окутывающее все тело как знак жизни под Божией защитой.
Чётки – бусинки-узелки; их перебирание помогает монаху сосредоточиться в молитве.
Пояс сделан из кожи мёртвого животного как напоминание о том, что всякая плоть смертна, а заботиться надо прежде всего о жизни души.
Сами монахи своё облачение воспринимают как воинское: чётки называют «меч веры», клобук - «шлем веры»
Монахи - моно, без пары.
Первые монахи - те, кто даже без пострига (постриг - смерть для мира, и воскрешение для Бога) решили пребывать в девстве, и всем своим естеством служить Богу. А по сути своей, монах - тот же простой Христианин, которого не прельстили земные "блага" - свободный от цепей. Просто со временем, монашество стало клиром - хотя некими клириками, должны быть все Христиане, ибо не будет спасения для них. Служим мы Христу живя по Закону Его...